День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«В поисках старообрядцев»: кто и зачем ищет кержаков

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/v-poiskakh-staroobryadtsev-kto-i-zachem-ishchet-kerzhakov#sigProGalleriaf1001d1450
joomlamodniyportal.ru

В начале апреля любителям истории Нижегородского края предложили совершить заочное путешествие по заволжским лесам «В поисках старообрядцев». В качестве гида выступила краевед, антрополог, человек, с большим энтузиазмом изучающий культуру старообрядцев, – Маргарита Алмазова. Встреча состоялась в творческой мастерской Анны Талановой «Общение и искусство».

Узнать о корнях

На чем основан возросший интерес светских людей к старообрядческой культуре? Что можно увидеть, отправляясь в путешествия по заповедным местам? Маргарита Алмазова без малого двадцать лет собирает по деревушкам, затерянным в лесах, материалы для научных исследований. С некоторых пор она стала проводить экскурсии для интересующихся старообрядчеством по нижегородским скитам. Уцелевшие скиты в своем большинстве – места захоронений подвижников и находятся в глухих лесах Семеновского района, куда добраться можно только пешком. Однако люди проходят по 6–8 километров – тропами, по бездорожью, и желающих побывать в местах силы не убавляется. Что же тянет людей на Керженец? Ведь не одно же простое любопытство?

– Как правило, на экскурсии записываются туристы, у которых в роду были староверы, – говорит Маргарита. – Эти люди хотят узнать больше о своих корнях. Отправляются со мной в походы и нижегородцы, которым интересна история родного края, а также приезжают исследователи старообрядчества из других регионов страны.

Катавасия по крюкам

– Для меня изучение истории кержаков – глубоко личная, эмоциональная история, – продолжает разговор Маргарита. – Моя мама – из классической старообрядческой семьи. Тетки были последними монахинями Комаровского скита. В настоящее время старообрядцев в Нижегородчине осталось совсем мало, поэтому представители разных согласий живут дружно и взаимодействуют друг с другом. Гостеприимно принимают меня с небольшими группами туристов в старообрядческих деревнях.

Если же вы захотите понять, чем отличаются старообрядцы от других верующих людей, то этой разницы сразу не заметите. Да, есть какие-то отличия в совершении богослужений. Например, в старообрядческой церкви горят исключительно свечи и нет электрического освещения. Хор поет так называемые катавасии по крюкам (старинным нотным знакам).

Братья и сестры

Главное же, чем сильны старообрядцы, – это форма их совместного проживания, община, – делится своими наблюдениями этнограф. – Мне вспоминается такой пример. Супруги из большого города купили дачу в старообрядческой деревне. Жили особняком от всех. Через какое-то время муж умер. Позже женщина рассказывала: «Детей не было, денег не было. Муж почил. Приходит сосед. Я ему говорю: «Коля умер, что делать? Ничего не приготовлено». «Не переживай, сейчас мы тебе гроб стащим (с чердака. – Прим. автора), гроб отдать – хорошее дело. Я уже третий гроб отдаю». «Да у меня того-другого-третьего нет». «Сейчас мы тебе все управим». Пришла с похорон – изба вымыта, на поминки настряпано». Женщина осталась жить в старообрядческой деревне. Люди стали для нее родными – поддержали в горе. И в радости были вместе. Это реально братья и сестры.

Скиты – налево, скиты – направо

Что можно увидеть на территориях бывших и настоящих старообрядческих поселений? В радиусе 15 километров от Семенова сохранились три старообрядческих храма и одна господствующая церковь. Деревни, где есть старообрядческие храмы, – Ларионово, Малое Зиновьево. Первый, самый старый скит в Семеновском районе – Смоляны. Он был образован Дионисием Шуйским и Сергеем Салтыковым, бежавшими из Смоленского монастыря (отсюда и название). На месте скита сегодня только могилы и кресты. Интересен вилочковый крест, двойной, как будто два перста молящегося устремлены вверх. В прошлом году кресты на месте захоронения старообрядцев энтузиасты обновили.

Еще один, Лаврентьевский скит – наиболее почитаемый кержаками. Здесь жил дьякон Александр, отличавшийся своей глубокой верой. А основал скит старец Лаврентий.

Кладбища и деревни

По словам Маргариты Алмазовой, не все скиты с годами стали кладбищами. Какие-то преобразовались в деревни. Древнейший Оленевский скит, в отличие от многих других скитов, не исчез полностью – он стал основой деревни Большое Оленево, которая населена старообрядцами. Из крупных скитов интересен также Улангерский скит. С 1838 года Улангерь, как и Оленевский скит, стал деревней и в таком виде существует до сих пор. Формально скит был уничтожен в 1855 году. Однако в центре деревни до сих пор сохранилось старое кладбище и дома середины XIX века.

Шарпанский скит изначально был средоточием поповцев, здесь проживало две тысячи староверов. В 1757 году в ходе гонений скит был разорен. На берегу, где был Шарпан, в земле были выкопаны пыточные, и крик людей, которых истязали в земляных тюрьмах, был слышен даже в отдаленных деревнях. Позже скит был снова восстановлен, но чуть поодаль. После указа о «послаблении» в 1762 году в Шарпанском скиту количество старообрядцев возросло до пяти тысяч. Скит простоял еще 170 лет. Жизнь здесь стала постепенно угасать после того, как оттуда вывез чудотворную икону Мельников-Печерский, известный писатель и гонитель приверженцев старой веры. На месте скита сегодня осталось два кладбища – мужское и женское.

Елена Анисимова

Фото из открытых источников

  • 031 (2008) 17.04.2024

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru