День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Кунавинская слобода: опыт благотворительности

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/kunavinskaya-sloboda-opyt-blagotvoritelnosti#sigProGalleriaf1e0b5b055
joomlamodniyportal.ru

На очередных краеведческих чтениях в областной библиотеке им. Ленина презентовали книгу Евгения Гребнева «Благочестие и милосердие. В Макарьевской части Нижнего Новгорода». Книга посвящена истории Канавинского района, который сегодня в среде профессиональных историков все чаще называют Макарьевской стороной, а также традициям благотворительности среди состоятельных жителей левобережной стороны Оки.

Канавино или Кунавино?

Евгений Гребнев – писатель, поэт, гид, краевед, автор нескольких книг о Нижнем Новгороде. Эта книга далась автору непросто, на ее написание он потратил 18 (!) лет. Наряду с архивными данными ценными находками для краеведа стали семейные архивы, на которые удалось выйти в результате длительных поисков. В итоге были найдены редкие фотографии, по которым восстанавливалась история Кунавинской слободы как неотъемлемой части Нижнего Новгорода.

В книге семь глав. Первая называется «Кунавинская слобода от ее возникновения до Всероссийской выставки». Как утверждает автор, еще несколько лет назад не было ни одной книги, целиком посвященной специально Кунавинской стороне. Научные исследования касались в большей степени верхней части Нижнего Новгорода.

«Были отдельные замечательные публикации, но они не давали общей картины, – считает Евгений Гребнев. – Даже название места до сих пор исторически не восстановлено. Ведь что означает слово «Канавино»?! Ничего. А слово «Кунавино» действительно имеет исторические корни. Древняя Кунавинская слобода, как известно по документам, располагалась в низменной прибрежной местности, а потому регулярно затапливалась весенними разливами. В русском языке есть такой глагол «кунать» (устар.) или «окунать», что означает «погружать в воду». Окунь – окунается, живет в воде постоянно. Куница – кунается, бежит, то и дело прячась в снег, и охотник за ней идет по характерному следу. Так и слобода «кунается», временно погружаясь в воды Оки. А «канава» – слово нерусское, пришло к нам из польского. Когда же в этих местах разместилась Нижегородская ярмарка, поселились люди, не знающие истории этого района, то непонятное слово «Кунавино» превратилось в Канавино».

Окончательно это название закрепилось за районом уже при советской власти, в 1918 году.

Гривка как исторический центр

Автор повествует и о том, как возникла слобода Гривка (место, где сейчас располагается Нижегородский цирк). Он пишет, что сначала эти земли были пожалованы царем Борисом Годуновым Свято-Духовскому монастырю. К концу XVII века слобода Гривка, имевшая более выгодное положение, чем Кунавино, путем различных ухищрений богатых нижегородцев была отобрана у монастыря и в составе Кунавинской слободы стала частью Нижнего Новгорода. А сами кунавинцы постепенно переселились на территорию бывшей Гривки. Это и стало отправной точкой, откуда началось освоение земель современного Канавинского района.

Духовные традиции

Еще автор рассказывает о духовных традициях, заложенных предками-нижегородцами, о создании в дореволюционном Нижнем Новгороде дела общественного призрения престарелых и немощных людей, организаторами которого и главными благотворителями выступали состоятельные православные люди – депутаты Нижегородской городской думы. Они заботились не только об обеспечении насущных потребностей призреваемых людей, но и открывали в богадельнях и приютах церкви.

Евгений Гребнев отметил, что до революции в Нижнем Новгороде купцы и промышленники зарабатывали себе авторитет не накопленными капиталами, а добрыми делами. Стать уважаемым человеком в городе можно было только не жалея денег на благотворительность. И в городскую думу купцы избирались опять же из желания приносить пользу обществу.

«Нам в большей степени известны имена благотворителей верхней части города, – говорит Евгений Гребнев, – а про канавинцев мы знаем мало. А вместе с тем и здесь было немало милосердных людей. Например, осенью 1901 года на средства владельца керамического завода И. А. Костина, купцов Н. Ф. Ходалева и Р. Н. Тихомирова была построена общественная богадельня с церковью для неимущих нижегородцев. Здание богадельни сохранилось до наших дней – оно расположено по адресу: улица Октябрьской революции, 25».

Утраченные храмы

Автор повествует и о храмах исторической Макарьевской части города. В настоящее время из пяти церквей, действовавших в этой части города, возрождена только одна. Два храма уничтожены полностью, а два сохранившихся используются не по назначению. От богоборческих времен нас отделяет не столь большой период времени, но память о святынях, их служителях и благотворителях оказалась почти в полном забвении. Для Евгения Гребнева важно было вернуть в историю города судьбы замечательных людей, ставших образцом благочестия и милосердия.

Елена Анисимова

Фото автора

 

Кстати

А была ли кума?

По одной из легенд, пять столетий назад в здешних местах проживала некая Кума, которая держала трактир. Посетители питейного заведения еще издалека кричали куме: «Кума! Вина!» От этих возгласов якобы и произошло название местности вокруг трактира: «Кума-вина!» Отсюда «Кумавино», которое затем превратилось в «Кунавино». Евгений Гребнев считает эту легенду неосновательной, потому что в XV–XVI веках, когда якобы проживала здесь веселая Кума, на левобережье Оки никаких питейных заведений не было – они были только на правом берегу реки.



  • 102 (1960) 08.11.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru