В декабре 2020 года исполняется 100 лет с момента принятия плана ГОЭЛРО – Государственного плана электрификации советской России. Он был составлен Государственной комиссией по электрификации РСФСР под председательством Г. М. Кржижановского по распоряжению и под руководством В. И. Ленина. Перед советским правительством стояла задача восстановления экономики страны и создания новой основы отечественной промышленности.
Начиная государственную политику электрификации, оно преследовало и еще одну цель – достижение экономической независимости. Ведь электроэнергия, вырабатываемая на российских станциях и поставляемая на российские производства, действительно сделала нашу страну независимой от других государств.
Для получения электроэнергии теперь предлагалось использовать местные природные ресурсы – торф, сланцы, древесину и малоценный уголь (тогда как раньше, например, для электростанций Петербурга мазут и уголь поставляли из Англии).
Вся страна согласно плану ГОЭЛРО была поделена на восемь районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский, Туркестанский.
Нижегородская губерния относилась к Центрально-промышленному. Г. М. Кржижановский писал: «Если идти по Волге, то первым опорным пунктом этого района явится Нижний Новгород, второй после Москвы по своему промышленному значению центр района. В Нижнем Новгороде, в районе Балахны, предполагается к сооружению районная электрическая станция № 14, основой которой будут служить обширные торфяные залежи и группа деревообрабатывающих заводов. Эта станция будет питать Нижний Новгород, Сормовский завод и вообще обслуживать весь район, который имеет громадное будущее по развитию химической промышленности и по обработке металлов».
К началу XX века Нижегородская губерния уже была крупным торгово-промышленным центром страны. Здесь располагались достаточно развитые по тому времени предприятия металлургии, металлообработки, судостроения, активно развивались кожевенный, текстильный и другие промыслы. Поскольку губерния находилась в тылу, даже в годы Первой мировой и Гражданской войн местным производствам не был нанесен большой урон. Развитое железнодорожное и водное сообщение губернии с другими крупными городами страны явилось прочной основой для развития промышленности. Две железные дороги (на Москву и Арзамас) и две судоходные реки – Волга и Ока – связывали ее с Центром, Уралом и Донбассом.
На Сормовском заводе с 1876 года работал свой электрогенератор. С 1885 года в Нижнем заработала Ярмарочная станция мощностью в 3325 кВт, которой руководил известный российский ученый А. С. Попов. Для обеспечения работы трамвая и устройства освещения в городе были созданы пять общественных электростанций, в том числе и первая Похвалинская. В начале XX века Нижний Новгород город покрылся сетью воздушных линий, при промышленных предприятиях строились небольшие электростанции, а в 1916 году городские власти построили на берегу Оки Центральную электрическую и водоподъемную станцию.
Но кардинально решить вопрос по электрификации Нижнего Новгорода, подать ток в уезды губернии стало возможным только с началом реализации плана ГОЭЛРО, утвержденного VIII Всероссийским съездом Советов. Именно с этого момента началась работа по электрификации Нижегородской губернии и созданию единой нижегородской энергосистемы.
В плане ГОЭЛРО было записано: «Наличность местного топлива и больших запасов воды в Нижегородском районе позволяет довести мощность станции в соответствии с ожидаемой нагрузкой до 100 тысяч кВт. Первоочередными воздушными линиями намечаются линия на Нижний Новгород с продолжением ее во вторую очередь до Козьмодемьянска и линия вдоль Нижегородской железной дороги до Коврова, служащая одновременно для электрификации железной магистрали. Во вторую очередь намечаются линии до станции Муром и вверх по берегу Волги для электрификации прибрежной полосы».
В короткие сроки была построена крупнейшая по тем временам электростанция, создано торфопредприятие, проложены первые линии электропередачи высокого напряжения и возведены подстанции. Был также сформирован рабочий коллектив для обслуживания нового электрохозяйства.
В 1925 году Нижегородская губернская плановая комиссия опубликовала картограмму мощностей и очередности электрификации от НиГРЭС. По ней видно, что от районной станции магистрали шли по двум направлениям: одна – на Сормово, другая – на Растяпино (нынешний Дзержинск). Вместе с соединительной линией они образовывали замкнутый треугольник, дающий возможность подачи питания в случае аварии на каком-либо участке сети.
Газета «Нижегородская коммуна» весной 1928 года сообщала: «Для передачи электроэнергии НиГРЭС на предприятия развернуто строительство подстанции в Растяпино… Развертываются крупные работы по строительству подстанций в Павлове, Ворсме, Ваче и Вязниках… На этой линии будет сооружен переход через Клязьму…Эта работа окончится в текущем году. Переход через Клязьму предполагается осуществить с помощью четырех железных мачт системы инженера Шухова… Срочно ведутся работы по устройству линии электропередачи Растяпино – Богородск – Павлово – Ворсма – Вача. Постройка этой линии вызвана необходимостью летом текущего года передать электроэнергию в означенные районы… На этой линии устраивается переход через Оку. Переход осуществляется с помощью четырех башен системы того же инженера Шухова…»
Схема линий электропередачи Горьковского края на 1933 год показывает, что намеченное было успешно реализовано. План ГОЭЛРО выполнялся и даже перевыполнялся по всей стране, благодаря чему уже в 1930-е годы СССР стал передовой промышленно развитой страной.
Продолжение следует
Подготовила Ольга Маркичева
Фотографии из открытых источников