— Наша школа в этом смысле передовая — единственная в нашем городе и даже регионе, — говорит директор 185-й школы Дмитрий Гришин. — Мы участвуем в эксперименте под названием «Живой урок», где школьники учатся по электронным учебникам.
Такую возможность школе предоставила московское издательство «Академкнига», взяв на себя все расходы за тридцать электронных учебников — а это около миллиона рублей. Сейчас уроки по таким учебникам проходят в тестовом режиме. Если по итогам первого полугодия эксперимент удастся, то такое электронное обучение, возможно, станет массовым.
В школе № 185 по электронным учебникам пока учатся только школьники 6 «Г» класса и только по трем предметам — литературе, биологии и географии.
6 «Г» участвует в современной программе неслучайно.
— В этом классе по итогам прошлого года было одиннадцать отличников, остальные — хорошисты, — рассказывает учительница по литературе, классный руководить 6 «Г» класса 185-й школы Марина Козлова. — Это свидетельствует о качестве знаний ребят. Действительно, класс очень хорошо подготовлен. Их учитель начальной школы Ирина Вячеславовна Баева заслуженно считается одним из лучших учителей начальной школы. Они занимались по программе Эльконина — Давыдова («безотметочное оценивание», где ученик работает не на результат в виде оценки, а свой личный рост и достижения, и оценивает себя сам. — Прим. авт.).
Сейчас этим, безусловно, продвинутым деткам в рамках проекта «Живой урок» Валентина Александровна Фатьянова преподает географию, Фаина Леонидовна Гусева — биологию. Конечно, учителям сложнее включиться в новую программу из-за большего количества классов. Но это интересно, и взрослые педагоги стараются не только отстать от юных школьников, но и быть впереди.
Электронный учебник представляет собой планшет. Он состоит из двух частей: тетради и учебника.
— Такой учебник ориентирован на индивидуальные способности каждого ребенка, — продолжает Марина Ивановна. — В нем есть три маршрута: простой, средний и сложный. Обычно все начинают с самого легкого, но за урок, как правило, многие успевают пройти все маршруты плюс еще выполнить индивидуальное задание. Дети работают самостоятельно. Материал подобран таким образом, что они все могут усвоить сами. Я лишь контролирую выполнение заданий. По завершению они отправляют свои работы на мой компьютер. Если ученик не справляется с заданиями самостоятельно, тогда организуем парную работу с учителем и консультации.
Конечно, с одной стороны, детей нужно приохотить к чтению, пропагандировать его, приучать держать в руках живую книгу. С другой стороны, дети ХХI века очень мобильны и коммуникабельны. Они работают с техникой гораздо быстрее, чем взрослые.
— Дети без инструкции знают, как работать с таким электронным учебником, этому их даже не нужно учить, — признается Марина Козлова. — Пока я им объясняю, они уже включили, разобрались и начинают пользоваться. Когда я сказала, что они в сто раз быстрее меня, они на меня посмотрели немного удивленно, а Егор Бабушкин так серьезно говорит: «Марина Ивановна, нет, не в сто, только в десять!» Так что, они мне еще и помогали освоить технику.
С появлением электронных учебников теперь учитель, готовясь к занятиям, не только должен повторить материал, который будет изучать с учениками, но и… зарядить IT-устройства.
— Итак, открываем учебники, — начинает урок Марина Ивановна. — Урок 17-й, тема «Пушкин. Лирические стихотворения».
Шестиклассники в ответ распахивают книги-компьютеры.
— Я очень быстро освоил электронный учебник, хотя и пропустил первый урок, — признается Данила Тремасов. — Но у меня есть айпэд, поэтому никаких проблем.
Айпэд, электронный учебник… Не отвлекает ли школьников компьютер от настоящих книг?
— Я люблю стихи Пушкина, читаю их и в обычной книге, — говорит Данила Тремасов и цитирует одно из пушкинских творений:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
— А я даже успеваю выходить за рамки школьной программы по литературе, — сообщает Дарья Ульянова. — Сейчас дома читаю про Гарри Поттера.
Возвращаемся к заданиям из электронного учебника. Шестиклассники читают стихотворение Пушкина «Зимний вечер» и начинают отвечать на вопросы. Взрослому, учившему Пушкина еще по обычному учебнику, непривычно писать стилусом (специальным карандашом для персонального компьютера).
— Это только поначалу, — успокаивает Антон Сипов. — Один урок и научитесь.
— Когда у нас были обычные учебники, мы учились по программе Коровиной, — говорит Марина Козлова. — Сейчас по электронным мы осваиваем программу Курдюмовой — Снежневской. Она несколько сложнее, так как обширнее. Эта программа захватывает и некоторые произведения, которые мы раньше проходили и в седьмом, и даже в восьмом классе.
Но трудности старательных шестиклашек не пугают. Сразу видно, им интересно на уроке. А что может быть лучше этого!
Ирина Белова, Светлана Муратова и Анна Родина
Фото Алексея Манянина и Натальи Бурухиной