День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Перспективы отечественного кино

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/perspektivy-otechestvennogo-kino#sigProGalleria71b0df2d0d
joomlamodniyportal.ru

Прошедший на минувшей неделе кинофестиваль «Горький fest» стал не только праздником для нижегородцев, но и дал возможность представителям киноиндустрии поговорить о насущных проблемах.

Кино должно стать самодостаточным

Кинематограф объединяет сотни и тысячи людей, заставляя изумляться и переживать, недоумевать и спорить. Вечерами мы проводим время у телевизоров за просмотром хорошего фильма. В выходные устремляемся в кинотеатр, где на большом экране зрелище масштабней и ярче. Спроси сейчас у любого человека, что такое кино? Большинство представителей старшего поколения ответит: кино – это наша жизнь. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что для сегодняшней молодежи кино – уже не зеркало настоящей жизни, а отражение другой реальности. Молодежь чаще всего не воспринимает советские и российские драмы и комедии как «нашу жизнь». Для них кино – это захватывающие киноленты о выдуманном, несуществующем мире. Мы имеем целое поколение, которое было воспитано на голливудских фильмах. Для молодых людей «Приключения Электроника» и «Золотой ключик» – чушь полная. Зато обожают «Властелин колец» и «Гарри Поттера». Главное – интересные спецэффекты, масштабные съемки. Для людей старше, которые с удовольствием смотрели «Морозко» и «Приключения желтого чемоданчика», как нож в сердце, когда их дети, не отрываясь, могут часами просиживать у экранов, лицезрея всяких уродцев, гоблинов, мутантов, вампиров. Как сейчас приучить молодое поколение смотреть умные фильмы, которые учат думать, сопереживать?

Продюсер кинофестиваля «Горький fest» Ольга Михеева в интервью одной из нижегородских телекомпаний сказала буквально следующее: «Киноиндустрия столкнулась с вызовом после ухода европейского и голливудского кино. Кризис прежде всего ощущают кинотеатры, поскольку наши фильмы пока не могут закрыть спрос кинопрокатчиков в том объеме, в котором они получали зарубежный контент. К тому же после ковида произошел взлет сериалов, а не полнометражных картин. Перед нашим кино сейчас стоит серьезная задача: стать однозначно самодостаточным».

«Прокат подсел, кассовые сборы упали»

В рамках кинофестиваля «Горький fest» состоялась дискуссия «Выживут только платформы: как кинотеатрам адаптироваться к новой реальности». В обсуждении темы принимали участие программный директор «Горький fest» Андрей Апостолов, директор департамента кинопроката ООО «Централ партнершип сейлз хаус» Павел Верещагин, продюсер Георгий Шабанов, креативный директор онлайн-кинотеатра KION Наталья Исакова, сценарист Андрей Золотарев и креативный продюсер Свердловской киностудии, режиссер игрового и неигрового кино Евгений Григорьев.

«Безусловно, наш прокат подсел и кассовые сборы упали, – сообщил Павел Верещагин. – Киноиндустрия еще не успела оправиться от последствий COVID-19, как в этом году ушли наши зарубежные студии. Сборы упали по сравнению с предыдущим годом наполовину и на 70 процентов – по сравнению с 2019 годом. Проблема, безусловно, есть, но не столько в том, что ушли зарубежные студии. Ведь зритель изначально идет на большое, качественное, зрелищное кино. И мы умеем делать такое кино. К примеру, тот же фильм «Холоп», который до сих пор на первом месте по кассовым сборам. Но сейчас таких кинофильмов мало. Продюсеры не имели возможности снимать кинофильмы во время пандемии. Поэтому образовалась некая брешь в зрелищном кино. Но хочу заверить, что начиная с сентября новые фильмы начнут появляться. Такие, как «Сердце Пармы», «Кто там?», «Либерея». И ряд других, которые будут выходить не только в этом году, но и в следующем. Поэтому наш прогноз таков: на самом деле кинопрокат жив, он будет жить, и коллективное смотрение фильмов никуда не уйдет. Я уверен, что мы сможем преодолеть все проблемы, которые у нас сейчас существуют».

Зритель хочет позитива?

Андрей Апостолов возражает Верещагину: «То есть, на ваш взгляд, проблема «проседания» проката связана с тем, что выходило мало блокбастеров в последнее время. У меня же, наоборот, было ощущение, что что-то с прокатом разладилось, поскольку даже комедия «Молодой человек», очень крепкая комедия, со звездными артистами, которая в доковидные времена собрала бы серьезную сумму, сопоставимую с «Холопом», сейчас не добралась даже до отметки в 200 млн рублей. Мне кажется, в прокате сейчас наблюдается кризис, который не связан с конкретными фильмами и блокбастерами».

Верещагин отвечает: «Безусловно, «Молодой человек» – классная комедия. Да, она не преодолела отметку 200 млн рублей. Но фильм «Одна» преодолел такую отметку и идет уже к отметке в 300 млн рублей. Тут дело в том, что, конечно, сам кризис влияет на посещение кинотеатров. Уход зарубежных студий для кого-то ознаменовал: всё, фильмов в кинотеатрах больше нет. Но уже в ближайшем будущем ситуация изменится».

Георгий Шабанов также не совсем согласен с Павлом Верещагиным: «На самом деле есть фильмы, которые приносят неплохие кассовые сборы. Фильм «Артек» тому пример. Он собрал 300 млн рублей. И собирает до сих пор, несмотря на то что он уже месяц лежит на онлайн-платформе. Но, по моим наблюдениям, очень сильно изменился контингент, который ходит в кино. Молодежь перестала посещать кинотеатры, потому что нет «Марвела» и прочих подобных фильмов. Но при этом в кинотеатры ходят семьи, родители с детьми. Так что все, может, и не так уж плохо, как кажется на первый взгляд. Мелодрамы сейчас малопопулярны. «Подельники» не собрали того, на что мы рассчитывали. Просто сегодня людям хочется больше позитива».

Будущее за платформами?

Наталья Исакова рассказывает о ситуации на онлайн-платформах: «Кинотеатр – это преимущественно детско-семейное смотрение, а контент на платформе человек может смотреть и один. В этом смысле, конечно, хочется сделать такой скоропалительный вывод, что когда грустно, хочется отдохнуть. Но наши драматические проекты, такие как «Хрустальный» или «Нулевой пациент», говорят о том, что любая качественно сделанная драма, которая «подсаживает на героя» и позволяет вместе с ним пережить его жизнь, очень востребована. Тем более что в психологии есть такое понятие, как «канализация эмоций», когда нужен выход нашим депрессивным состояниям. И если мы находим нечто, что позволяет испытать подобные чувства, то такие фильмы будут тоже смотреть зрители. В целом если апеллировать к цифрам, то на платформах мы наблюдаем падение подписок, отток зрителей есть. Потому что финансовое положение многих россиян заставляет выбирать из множества платформ одну-две и не более. И на рынке мы сейчас наблюдаем такое явление, как слияние онлайн-платформ. Резюмируя, могу сказать, что все платформы сейчас смотрят в сторону детско-семейного полного метра. И можно позавидовать коллегам, которые обладают франшизой фильма «Последний богатырь». Потому что таких кинокартин у нас мало, в силу того что людей, способных сделать кино, в котором классные герои, в котором есть актуальный юмор, понятный не только детям, но и взрослым, очень мало. Это на самом деле, наверное, ремесло высочайшего уровня».

О новых форматах в кино

Андрей Апостолов развивает мысль об онлайн-платформах: «До недавнего времени мы говорили исключительно о конкуренции: вот пришли платформы, усложнилась жизнь у кинотеатров. А сейчас, мне кажется, все больше возникает гибридных форматов. На кинофестивале «Горький fest» показали на большом экране первую серию сериала «Люся» Ивана Твердовского. И многим такой формат показался интересным».

Павел Верещагин возражает: «Из сериалов на большом экране у нас был только «Гоголь», и то у него технология была совершенно другая. Даже «Игры престолов» не смогли сделать больших кассовых сборов, а это один из самых популярных на сегодня сериалов. Кинотеатры не конкурируют с онлайн-платформами и никогда не конкурировали. Кино выходит сначала в большой прокат, потом мы как дистрибьюторы продаем фильм платформам».

Андрей Золотарев: «Мне кажется, любая попытка найти тему или жанр, в котором мы должны работать, чтобы собрать денег в кинотеатрах, это заведомо сразу поставить себя на второе место. Мы вынуждены все время следовать формату каких-то «больших» ребят, которые до нас в этом формате себя уже попробовали. У них этот жанр «зашел», и все мы движемся за ними. Мы помним кейс «Движение вверх», после которого было много спортивных драм (про что уже только не сняли, про все виды спорта, и продолжают снимать). Потому что это работало. Зритель при правильной рекламе, правильном продюсерском подходе готов, по моему мнению, пойти на любой жанр».

Евгений Григорьев: Я думаю, что зрители, которые ходят в кино и смотрят фильмы на платформах, это разные люди. И я не вижу в этом конкуренции, мы делаем для КИОНа сериал и одновременно полнометражный фильм. Для меня платформа останется способом пересмотреть кино. А как человек я люблю ходить в кинотеатр».

«Фильму давай!»

Заканчивая разговор, Павел Верещагин отметил, что в настоящее время из 3000 кинотеатров в России закрылось 100. Закрылось около 25 процентов экранов. В то же время, по информации губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, в Нижегородской области не закрылось ни одного кинотеатра, поскольку киноотрасли оказывается всесторонняя поддержка. Подытоживая сказанное, Андрей Апостолов сделал вывод, что на самом деле в отечественном прокате наблюдается кризис, но прокат ищет новые формы привлечения зрителей в кино, что кино хорошее снимать в России умеют, но нужна реклама, нужно грамотно работать с молодежью, нужны новые формы работы кинотеатров. А зритель всегда любил и будет любить хорошее кино. Поэтому будущее у российского проката есть.

Елена Анисимова

Фото Алексея Манянина и автора 

  • 065 (1798) 20.07.2022

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru