День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Пермские боги» в нижегородском Манеже

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/permskie-bogi-v-nizhegorodskom-manezhe#sigProGalleria449971bbb8
joomlamodniyportal.ru

В рамках празднования 300-летия Перми Нижегородский государственный художественный музей совместно с Пермской государственной художественной галереей представили выставку «Пермские боги». Уникальные экспонаты из коллекции храмовой деревянной скульптуры XVII – начала XX веков выставлены в Манеже Нижегородского кремля. Куратор выставки Наталья Старикова провела экскурсию для первых посетителей.

«Икона на рези»

История русской храмовой скульптуры, ее развития и бытования драматична. В отличие от западного христианства православие не поощряло помещения в храмах объемных изображений святых, отношение к ним официальной церкви было противоречиво. Тем не менее деревянная скульптура была распространена практически по всей России. В том числе и в Нижегородской области в некоторых районах такая деревянная скульптура встречается. Были периоды подлинного расцвета деревянной скульптуры и периоды, когда «иконы на рези» в отличие «икон на красках» были под строгим запретом.

Как собирали коллекцию

Сегодня коллекция пермских резных икон насчитывает более пятисот экспонатов, а в Нижний Новгород привезли 74 из них. Такую большую коллекцию, ставшую визитной карточкой Пермского края, удалось собрать благодаря энтузиасту Николаю Серебренникову. Всего за три года в экспедициях пермский краевед собрал основную часть коллекции (396 предметов). Исследованиям Николая Серебренникова отведена отдельная часть выставки. Читаем на одном из стендов: «Минуло более сорока лет, но отчетливо помню случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 году. Усталый, шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне хлопали обветшалые ставни, стучали створки дверей. Нехотя повернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться – скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и как заведующий музеем без промедления это сделал», – вспоминал Н. Н. Серебренников. Именно так, с личного живого интереса началось создание коллекции».

Легенды и были

Святой Никола, апостолы, ангелы с символами страстей, фигуры Христа в темнице, сюжет распятия и положения во гроб, Воскрешение, бог Саваоф с ангельскими силами – каждому из этих сюжетов выделено отдельное пространство для осмысления. Особое внимание в экспозиции уделено скульптурам «Христос в темнице», или так называемому «Спасу полунощному», который является одним из самых трагичных и загадочных сюжетов русской деревянной скульптуры. Подобные образы были широко распространены по всей России, однако в Перми они имеют свои неповторимые особенности. Сохранившиеся архивные фото, представленные в экспозиции, откроют интересные подробности бытования скульптур в храме, например то, как скульптуру одевали. А бесценные воспоминания первого собирателя пермской скульптуры Николая Серебренникова раскроют «душу» народного восприятия деревянных образов – легенды о них. Николай Серебренников вспоминает: «Пермяки часто не ощущали разницы между божеством и его изображением. Известны случаи, когда православный пермяк, осердившись за какую-нибудь неудачу на бога, наказывал его тем, что икону ставил вниз головой или поворачивал ликом к стене». По словам Натальи Стариковой, почитание деревянных статуй порой доходило до самозабвения, например перед отправкой резных икон в музей пермяки устраивали настоящие похороны с положением деревянных фигур святых во гроб. Многим из скульптур приписывали целебные свойства. К примеру, считалось, что если заболели зубы, надо съездить в часовню и погрызть деревянные изображения святых, и зубная боль пройдет. Множество легенд было связано с «хождением» статуй. Известны рассказы, как из деревни Крохово не раз скульптуру святого Николая уносили в село Нижние Муллы, но она неизменно оттуда «приходила» обратно в часовню.

Мастерство пермских резчиков

Многим деревянным иконам «на рези» по два-три века, но они прекрасно сохранились. Наталья Старикова поясняет: «Прежде чем приступить к созданию скульптуры, дерево должно было как минимум два года сушиться, затем его вываривали в соляном растворе, специально чтобы потом оно не рассохлось. И что удивительно, скульптура не высекалась из одного цельного куска дерева, а чаще всего составлялась из нескольких элементов, хотя, наверное, легче было бы вырезать ее из целого куска. Все элементы очень тонко подгонялись друг к другу, склеивались клеем, в состав которого входили яичный желток, льняное масло, и за многие годы ничего не расклеилось. Эти скульптуры не тронул даже древесный жучок. Также специальными красками покрывали скульптуры. Благодаря этому они дожили до наших дней».

Елена Анисимова

Фото автора

  • 019 (1877) 07.03.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru