День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Искусство упаковки

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/iskusstvo-upakovki#sigProGalleria6840e9c5cc
joomlamodniyportal.ru

В Арсенале до конца года будет работать выставка «От предмета к экспонату», посвященная транспортировке произведений искусства.

Что за кадром?

Новый спецпроект музея Арсенал рассказывает о закулисном путешествии картин и арт-объектов. Проект родился в соавторстве с арт-логистической компанией Fineartway, давним партнером Арсенала. Рассказывает Анастасия Макаренкова, специалист по связям с общественностью музея Арсенал: «Появлению любой музейной экспозиции, как правило, предшествует большая подготовительная работа, которая может быть не менее интересна, чем сама выставка. Произведение искусства сначала выявляют как музейный предмет, имеющий научную, материальную, историческую и художественную ценность. Выставленный для обозрения предмет становится экспонатом. Один из самых ответственных этапов подготовки экспозиции – транспортировка. Профессиональная перевозка произведений искусства появилась всего лишь 30–40 лет назад. До этого музейные ценности перевозились в деревянных ящиках, набитых стружкой и соломой. Солома – далеко не лучший материал для перевозки, в ней могут жить жучки, которые проникают в древесину и разрушают ее».

По словам Дианы Моцонашвили,управляющего компании Fineartway, многие произведения искусства не дожили до сегодняшних дней только потому, что их перевозили ненадлежащим образом. Пока картина находится в музее в приемлемых климатических условиях, она живет. А при перевозке могут появиться повреждения, микротрещины. И картина «умирает».

Спасение «Эрмитажа на Волге»

Первая часть экспозиции посвящена перевозке коллекции Шереметевых из замка Юрино в Нижний Новгород. Конечно, это была не единственная транспортировка музейных ценностей в Нижегородской области, достойная отдельного рассказа. Можно вспомнить, например, с каким энтузиазмом в годы Великой Отечественной войны музейные работники пытались спасти ценные экспонаты, транспортируя их в тяжелейших условиях. Тем не менее для Нижегородской области перевозка из замка Шереметевых наиболее показательна. Прежде всего потому что сама коллекция считается самой большой частной коллекцией на территории губернии. Настолько богатой, что современники называли ее «вторым Эрмитажем на Волге».

«Юринский замок построили 1870-х годах, сейчас это территория Республики Марий Эл, – рассказывает Анастасия Макаренкова. – Шереметевы – известный дворянский род, но его нижегородская ветвь не графская. Много лет Шереметевы собирали коллекцию произведений искусства – европейского, азиатского, русского. Последний владелец замка скончался накануне революции 1917 года. Судьба коллекции оказалась под вопросом. Ее спасение – почти детективная история, как в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

На мебель претендовали сельские клубы

Транспортировка коллекции случилось в 1923 году. Замок практически не отапливался, в доме от сырости появилась плесень, мебель начала разрушаться. Из ста залов ценные вещи перенесли в шесть небольших комнат. Стены были испорчены надписями, ковры покрылись грязью. В погребе валялись книги. Замок охраняли сторож и один научный сотрудник. В 1922 году в пользу Республики Советов из коллекции изъяли все золото и серебро. Комиссия по перевозке коллекции боролась с притязаниями на ценности со стороны сельских клубов и домов культуры, которые пытались урвать из барской усадьбы «хотя бы что-то из мебели». На выставке представлены материалы, которые использовались для упаковки коллекции: ящики, рогожа, гвозди, бечевки, иголки, стружка, солома, бумага, желатин. По реке на баржах за три месяца навигации было перевезено без особых повреждений 82 тонны ценнейшего груза.

Музейная «кухня»

Следующий раздел выставки посвящен профессиональной логистике произведений искусства. Эта часть экспозиции интерактивная, здесь много экспонатов, которые можно потрогать руками. Перевозка ценных экспонатов – дорогое и технологически сложное удовольствие. Транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом – задача не из легких. Только ящика, скотча, пупырчатой пленки и наполнителя сегодня недостаточно – компании обязательно прибегают к дополнительному оборудованию, например индикаторам наклона и удара, терморегистратору, пластиковой и тросовой пломбам. На выставке можно познакомиться с разнообразием современного оборудования, среди которого – автомобили с пневмоподвеской, климатические ящики и бескислотные упаковочные материалы. «Мы хотели погрузить посетителей в музейную “кухню”, рассказать о нашей работе, о том, как готовятся экспозиции, как вообще все эти картины, рисунки и скульптуры появляются в стенах музея», – сообщила нашей газете куратор выставки Дарья Ткачева.

Елена Анисимова

Фото автора

  • 118 (1851) 14.12.2022

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru