День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Проект, который объединяет

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/proekt-kotoryj-ob-edinyaet#sigProGalleriaabafedbf77
joomlamodniyportal.ru

Проект «Дорога единства» благотворительного фонда «Земля нижегородская» стартовал в сентябре прошлого года.

Историко-патриотический проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и администрации Нижнего Новгорода и имеет несколько основных линий. Главная – это реализация исторического похода для 5000 школьников по экскурсионному маршруту «Дорога единства». На минувшей неделе фонд «Земля нижегородская» и департамент образования городской администрации подвели итоги его первого этапа.

История и патриотизм

Руководитель проекта почетный гражданин Нижнего Новгорода Александр Сериков рассказал, что в проекте уже приняли участие 3000 человек. Из 153 школ Нижнего Новгорода «Дорогой единства» прошли ребята из 130 учебных заведений. Также к нему по собственной инициативе присоединился Нижегородский индустриальный колледж.

– Само сочетание слов «историко-патриотический проект» состоит из двух важных основ, – сказал Александр Сериков. – История – это то, что мы должны знать, а патриотизм – это актуальная тема для любой страны в любое времена, а для России сегодня – особенно. И та работа, которую вы, педагоги, провели в школах, сегодня крайне важна и ценна. Благодарим вас за участие!

Все педагоги, которые принимали участие в проекте, а также директора школ получили благодарственные письма от департамента образования администрации Нижнего Новгорода и фонда «Земля нижегородская».

– Проект «Дорога единства» – необычный, творческий и очень эффективный способ изучения истории и воспитания патриотизма у подрастающего поколения, – уверена начальник отдела дополнительного образования и воспитания управления администрации Нижнего Новгорода Мария Жаркова. – От позиции учителя зависит все: как ребята воспримут информацию, будут ли знать и любить историю, станут ли настоящими патриотами. Спасибо вам, педагоги, за творческий подход к реализации этого проекта!

Соавторы маршрута

Учителя истории действительно во многом стали соавторами проекта. Организаторы предложили им план экскурсии и обширный методический материал, но в какой последовательности проходить точки маршрута и чем именно его наполнять, каждый учитель решал самостоятельно.

– Мы не просто собрались и сходили на экскурсию, мы провели большую подготовку перед маршрутом, – рассказала учитель истории школы № 58 Любовь Гончар. – Поскольку «Дорога единства» – это не только экскурсия, но и различные конкурсы после нее, мы сразу с ребятами распределили, кто у нас будет блогерами и напишет дневник впечатлений, кто художником – рисовать патриотический плакат, кто фотографом – делать фотоколлаж об экскурсии. Несколько учеников вызвались подготовить информацию и стать гидами на маршруте, например, один из учеников рассказал о своем прадеде, который сражался и погиб в Великой Отечественной войне. Также мы решили, что пойдем по «Дороге единства» с символами нашего государства – триколорами в руках и возложим цветы к Вечному огню, поэтому заказали предварительно 40 роз. А еще ребята написали письма воинам в зону СВО, которые мы передали во время экскурсии организаторам сбора гуманитарной помощи.

Историко-патриотический маршрут «Дорога единства» предполагает участие школьников в нескольких творческих конкурсах по итогам исторического похода: фотоконкурс, конкурс патриотического плаката, викторина «Дорога единства» и дневник похода. По итогам на декабрь 2023 года 400 ребят написали дневник, почти 2700 прошли викторину, в которой закрепили свои знания, 283 нарисовали плакаты и 377 сделали фотоколлаж.

Экскурсия для школы № 58 длилась 3,5 часа, это было в октябре, погода стояла ветреная и холодная. Но все 19 учащихся прошли маршрут до конца.

– Это ведь тоже патриотизм: преодолеть все препятствия, в том числе плохую погоду, и совершить задуманное – познакомиться с памятниками героям своего города и страны, – считает Любовь Гончар. – Этот патриотический поход объединил ребят, мы создали общий чат, потому что ребята были из разных классов, они там делились впечатлениями. Потом вместе участвовали в конкурсах. Один из наших патриотических плакатов даже занял призовое место. «В единстве – сила» – эту мысль мы хотели донести до детей, и, по-моему, у нас получилось.

Исторические параллели

– Наши ребята учатся и живут в центре города, и мы с учениками часто бываем в Нижегородском кремле, в НГХМ и картину Маковского мы видели не раз, – рассказала Елена Коптелова, учитель русского языка и литературы школы № 14 им. Короленко. – Но «Дорога единства» открыла хорошо знакомые с детства достопримечательности по-новому. Мы шли по маршруту двумя классами – 9-Б и 11-А. А перед этим, конечно, тоже была подготовка. Из 44 ребят 11 выступили в роли гидов, они готовили информацию и проводили экскурсии. И на каждой точке маршрута мы вместе пытались ответить на вопросы: «А что сделал я, чтобы быть достойным своей страны и своих героических предков? Как преумножу славу своего города, своей земли?» Благодаря маршруту мы искали и находили исторические параллели: 1612 – 1812 – 1942 – 2022 годы.

Дневник путешественницы во времени

Одна из участниц похода – ученица 9-го класса школы № 14 Ольга Фортунатова после экскурсии вместе со своим педагогом Еленой Коптеловой и членами своей семьи написала удивительную работу – дневник путешественницы во времени «Поход сквозь века». В ней впечатления школьницы о походе, а еще рассказы о героях-нижегородцах, живших в разных эпохах. О Гришке-Калаче, в 1612 году отдавшем главную ценность в его бедном доме – ножик на общее дело Нижегородского ополчения. О Валерии Чкалове и его команде – пилоте Георгии Байдукове и штурмане Александре Белякове, совершивших первый в мире беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. И о партизанах – героях Отечественной войны 1812 года. И о тех, кто отдавал свои жизни в 1941–1945 годах, и тружениках тыла, женщинах и детях, трудившихся в полях и на заводах ради общей Победы. Каждая точка маршрута «Дорога единства» – это напоминание о героях нашей страны, об их силе, славе и любви к Родине.

– Они навсегда останутся в нашей истории, нашей памяти, – так закончила свою работу Оля Фортунатова.

Наставники – эксклюзив проекта

Перед педагогами выступили и наставники проекта – известные нижегородцы, которые проводили для ребят экскурсии по маршруту.

– Знание истории позволяет лучше осознавать современность, – сказал один из наставников Роман Стронгин, председатель Общественной палаты Нижегородской области, вице-президент Российского союза ректоров, президент ННГУ им. Лобачевского, доктор физико-математических наук, профессор. – История России в разные периоды позволяет сделать вывод: наш национальный способ выживания и преодоления трудностей – это быть вместе, объединяться. «Дорога единства» как раз говорит об этом.

Еще один наставник – Федор Селезнев, председатель общества «Нижегородский краевед», доктор исторических наук, профессор ННГУ им. Лобачевского, напомнил, что в годы Великой Отечественной войны нижегородцы не только отдавали свои жизни на фронте и ковали победу в тылу, но и собирали средства в Фонд обороны страны и Фонд Красной армии.

– До 1 сентября 1941 года пожертвования были безличными, а после через систему сберкасс можно было перевести деньги на конкретное изделие для фронта: танк, орудие, обмундирование. Школьники собирали металлолом и макулатуру, чтобы помочь фронту. А еще в Горьком 300–400 человек ежедневно сдавали кровь для раненых, ведь в годы войны у нас в городе были развернуты десятки госпиталей.

– Стремление не остаться в стороне от общего испытания – в крови нижегородцев и всего нашего народа, – заключил известный историк.

В чем измерять патриотизм?

Проект «Дорога единства» продлится до конца учебного года. По словам Александра Серикова, экскурсии для школьников продолжатся с наступлением теплой погоды.

– В феврале мы планируем провести такую же встречу школьников, которые уже прошли по маршруту и приняли участие в конкурсах. Этих ребят тоже нужно поблагодарить за участие, вручить им благодарственные письма и другие награды, – рассказал Александр Сериков. – А еще в рамках проекта «Дорога единства» мы готовимся выпустить сборник «Гений места единства». Это будет сборник эссе педагогов на такие темы, как значение исторической памяти и патриотического воспитания детей, проблемы этого воспитания и критерии его оценки. Как оценить результаты патриотического воспитания? И каких результатов мы ждем? Это очень важные и сложные вопросы, ответы на которые нам хотелось бы получить. Приглашаем к участию всех учителей, ждем ваших эссе!

Елена Крюкова

Фото предоставлены фондом «Земля нижегородская»

 

Справка

«Дорога единства» охватывает несколько исторических эпох начиная с XVII века. Маршрут начинается от картины Маковского «Воззвание Минина» в здании НГХМ на Верхневолжской набережной, затем – здание НГХМ на Верхневолжской набережной – памятник В. П. Чкалову. Далее – Чкаловская лестница – мемориал «Частям и соединениям, сформированным в городе Горьком и Горьковской области в годы Великой Отечественной войны» 1941–1945 гг.» – мемориал «Горьковчане – фронту» – Михайло-Архангельский собор. Памятник основателям Нижнего Новгорода – обелиск Минину и Пожарскому. Вечный огонь – мемориал «Горьковчане в Великой Отечественной войне» – Ивановская башня кремля. Заканчивается маршрут на площади Народного единства у памятника Минину и Пожарскому.


© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru