День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Нижегородское училище в июне выпустило 20 будущих звезд театра и кино

Два раза в год в Нижегородском театральном училище имени Е. Евстигнеева царит особая атмосфера: торжественная, приподнятая и вместе с тем очень нервозная. Речь идет, конечно, об экзаменах. В начале июня выпускники училища показывают, чему они научились за четыре года, а в конце июля альма-матер актеров штурмуют абитуриенты, доказывая, что они талантливы и способны.

Выпускники этого года, курс известных нижегородских актеров Юрия Фильшина и Александра Сучкова, в течение четырех дней показали несколько спектаклей на сцене учебного театра на Большой Покровке. По два спектакля в день — разных авторов, жанров, эпох, чтобы доказать, что они овладели профессией «актеров театра драмы и кино», как будет записано в дипломах. Выпускники демонстрируют свои достижения в актерском мастерстве, сценическом движении и речи, танцах, акробатике и даже фехтовании, а приехавшие к нам в Нижний на выпускные экзамены режиссеры российских театров высматривают, кем можно пополнить свои труппы.

В этом году председателем Государственной аттестационной комиссии был народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ) Валерий Борисович Гаркалин. Вместе с ним мы посмотрели выпускные спектакли и оценили будущих звезд театра и кино.

Последние четыре дня прошедших четырех лет

За кулисами учебного театра заметное волнение, тревога и суета. Кто-то распевается, другие снова и снова «проходят» текст роли, третьи оттачивают сложные движения, четвертые гладят костюмы.

— Наши последние спектакли, — с грустью говорит студентка IV курса Алиса Колганова. — Для нас эти четыре дня очень важные! Ведь больше мы не выйдем на эту сцену, не сыграем все вместе никогда. Очень волнуемся, понимаем, как это все ответственно.

— Четыре года обучения пролетели моментально, будто позавчера только и поступали, — продолжает выпускница Анастасия Жукова. — Я приехала из Кирова, переживала, поступлю ли, возьмут ли. А если примут, как буду в чужом городе? Но меня приняли, и я полюбила Нижний всей душой. И друзей здесь нашла, и актрисой стала!

Нанося театральный грим, нижегородец Александр Морозов с улыбкой вспоминает годы учебы в «театралке»:

— Со стороны врагу не пожелаешь: учились с 9 утра до 9 вечера, и в воскресенье тоже, и в праздники. Никакой личной жизни, приятного времяпрепровождения, все время — в училище, репетиции, прогоны, работа над собой. И зарплата у начинающих актеров в театре очень маленькая. Но, с другой стороны, если ты «заболел» этой профессией, если у тебя что-то получается, если счастлив, когда выходишь на сцену, — то лучше этого ничего и нет!

Мастерство актера, хореография, танец, акробатика, сценическая речь, французский язык, русская и зарубежная литература — далеко не полный список предметов и актерских наук, которые пришлось одолеть будущим актерам. По их признанию, самый трудный предмет — фехтование. Но студенты нашего театрального — и парни, и девушки — делают это замечательно! И это большой плюс в глазах режиссеров, ставящих пьесы испанских и португальских драматургов — ведь там много драк и дуэлей.

У каждого и главные роли, и эпизоды

В этом году режиссеры и педагоги поставили для выпускников несколько совершенно разных спектаклей. Это и добрая комедия Лорки «Чудесная башмачница», и «Леший» по А. П. Чехову, и редкая на сценах пьеса А. Яблонской «Лодочник» (кстати, автор стала жертвой теракта в аэропорту Домодедово), и спектакль по пьесе Фрила «Нужен перевод» и даже хореографическая версия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»…

Высокая комиссия разместилась на первых двух рядах зрительного зала, а многочисленные зрители — родственники и друзья экзаменующихся, выпускники прошлых лет, нынешние студенты, актеры нижегородских театров — заняли все остальные ряды. Это, пожалуй, единственные экзамены, на которых присутствие посторонних людей допускается и даже поощряется, потому как актеры должны уметь работать на публике, не обращать внимания на возможную реакцию и т. д.

После первого спектакля зрители недоумевали: как оценивать актера, если он в спектакле играет лишь эпизод, если у него всего две фразы? Конечно, у исполнителей главных ролей больше шансов показать себя с лучшей стороны, точнее, со всех сторон.

Во-первых, в каждом спектакле по два состава, поэтому один актер днем играет эпизод, а вечером в том же спектакле у него главная роль, — ответила одна из самых авторитетных и опытных театральных педагогов России, режиссер училища Рива Яковлевна Левите. — Во-вторых, показывается пять спектаклей, и для всех студентов в них найдутся роли: и главные, и крошечные. Ведь педагоги кровно заинтересованы, чтоб их воспитанники, которым они посвятили четыре года, успешно продвигались в профессии. Мы за каждого переживаем, за каждого беспокоимся!

Неповторимость каждого — залог успеха всех

Народный артист России Валерий Гаркалин очень внимательно отсмотрел все выпускные спектакли. При этом он совсем не походил на строгого и придирчивого экзаменатора — скорее на доброжелательного зрителя.

Глядя на выпускные спектакли других, Валерий Борисович вспомнил свои экзамены в музыкальном училище им. Гнесиных, где он учился на факультете кукольного искусства у легендарного Сергея Образцова.

— После экзамена мне сказали: «Гаркалин играет замечательно! Но вот что он говорит — непонятно», — смеется известный актер. — Но я не расстроился. Для меня это стало важным уроком, я всерьез занялся речью.

— А как вам нижегородские выпускники?

— Впечатления от ваших начинающих актеров — самые что ни на есть радужные, — признается Гаркалин. — Молодость всегда подкупает, а если, как у вас, молодость помножена на навык и хорошую подготовку, то это вдвойне отрадно видеть! Нижегородцы великолепно оснащены актерскими навыками. Я учу студентов и понимаю, как это сложно. И еще я не перестаю удивляться тому, насколько каждый из тех, кто приходит учиться актерскому мастерству, неповторим. А на этой неповторимости строится вся система воспитания актера.

— А вы своим опытным глазом уже видите, есть ли на этом курсе будущие звезды российского театра и кино?

— Сказать сейчас, станет ли кто звездой, невозможно, — ответил Валерий Борисович. — Ведь актерская судьба непредсказуема, как и вся наша жизнь. Скажу лишь, что курс очень интересный, многогранный, с замечательными индивидуальностями, очень яркими артистами с огромным потенциалом.

О карьере, славе и Москве

После очередного выпускного спектакля мы вновь вернулись за кулисы учебного театра, чтобы спросить о дальнейших планах вчерашних студентов. Оказалось, что почти все едут в Москву показываться в столичные театры в надежде, что возьмут в знаменитые труппы, или поступать в московские вузы — школу-студию МХАТ, Щепкинское или Щукинское училища, институт кинематографии.

Самое желанное место работы — легендарный театр «Мастерская Петра Фоменко». Все хотят туда!

— Я обожаю их спектакли, хочу попасть в их дружный коллектив, мечтаю играть с Евгением Цыгановым. Как, впрочем, тысячи актеров со всей страны, — мечтает вслух наша выпускница Мария Оболенская. — Но, наверно, это архисложно. У них на сайте театра написано для всех соискателей: «Нам не требуются актеры, не умоляйте и не падайте на колени! Труппа полностью укомплектована и больше ни в ком не нуждается. Спасибо за понимание».

Конечно, по-человечески вчерашних студентов понять можно. В Москве — другие возможности: киностудии, где можно сняться в кино или сериале и проснуться знаменитым на всю страну, получать большие гонорары, театры, где можно играть на одной сцене с самыми популярными коллегами и т.д и т. п. Но кто будет играть не в столичных, периферийных театрах? В том числе и у нас, в Нижнем? И не обидно ли педагогам нашего театрального училища, когда выпускники едут доучиваться в московские вузы?

С этими вопросами мы подошли к зам. директора Нижегородского театрального училища по творческим вопросам Татьяне Васильевне Цыганковой.

— Нисколько не обидно! Пусть едут и пробуются! — отвечает она. — Путь у всех один и тот же, традиционный и самый обычный: сначала они едут в Москву и Петербург, а потом устраиваются в театры Пензы, Костромы, Ярославля, приволжских городов и многих-многих других. Ведь наши выпускники работают практически везде. Ну а то, что поступают в московские вузы после нашего училища, — это тоже способ устроиться, пробиться, закрепиться. Мы им дали очень хорошее, крепкое образование, и с ним они нигде не пропадут! А руководителей курса Фильшина и Сучкова я поздравляю с очень сильным, дружным, серьезным, интересным курсом. Такие редко встречаются даже в стенах нашего училища.

Скоро снова экзамены!

Как нам стало известно, многие выпускники на экзаменах получили приглашения из театров Балтии и Нижнего Новгорода. Будем надеяться, что они предпочтут наш город, ведь в нижегородских театрах так нужны талантливые, самобытные, ни на кого не похожие актеры!

А уже в июле в Нижегородском театральном училище снова экзамены: на этот раз вступительные. А значит, снова будут волнение, тревога, слезы и улыбки оттого, что кто-то пойдет учиться в «театралку» и через четыре года станет актером!

Фото из архива автора

  • 047 (992) 24.06.2015

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru