День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Кстовские энтузиасты воссоздали легендарный бронеавтомобиль времен войны

Главное событие этого года, конечно, — юбилей Великой Победы! И хотя 9 Мая уже отпраздновали, мы без конца будем возвращаться к этой священной дате, чествовать ныне здравствующих ветеранов, вспоминать уже ушедших героев, события Великой Отечественной войны и тот вклад, который наши земляки внесли в общее дело Победы.

А вклад этот немалый — в 1941–1945 годах на горьковских предприятиях создали почти треть оружия Победы, а пушки, танки, автомобили и ракетные установки, сделанные у нас, были надежными и имели такие технические решения, что до сих пор не утратили своего практического значения.

Один из таких легендарных автомобилей — бронеавтомобиль БА-64, выпускаемый нашим Горьковским автомобильным заводом в годы Великой Отечественной войны, послужил прототипом для местных конструкторов-самоучек. В честь 70-летия Великой Победы умельцы из города Кстова смастерили точную копию броневика БА-64. Правда, в силу объективных причин размеры самодельного бронеавтомобиля немного отличаются от оригинала, но все остальные детали, формы, конструкции — вполне точная копия знаменитого автомобиля. О том, как создавалась копия легендарного автомобиля и для чего она нужна кстовским энтузиастам, мы и расскажем сегодня.

Как создавалась легенда

Нам, нижегородцам, броневик БА-64 хорошо знаком с самого детства — такой бронеавтомобиль стоит в Нижегородском кремле. И многие дети с удовольствием лазают по нему и фотографируются. Чудом советского машиностроения военных лет любуются и горожане, и гости нашего города.

Этот советский легкий бронеавтомобиль БА-64 создавался с июля по декабрь 1941 года на базе легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием довоенных советских разработок и опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.

Все лето и осень 1941 года лучшие конструкторы Горьковского автозавода вместе со столичными специалистами разрабатывали концепцию броневика. Будущий бронеавтомобиль благодаря хорошей проходимости предполагалось, помимо разведки, связи и обслуживания разведгруппы, применять также для преследования отступающего противника, службы управления боем, борьбы с авиадесантом противника.

В конце ноября 1941 года броневой корпус будущего автомобиля продемонстрировали маршалу Ворошилову, взявшему всю работу под свой личный контроль. А 3 марта 1942 года на работу горьковских автоконструкторов смотрели уже в Кремле члены правительства и верховный главнокомандующий Сталин. 14 марта БА-64 приняли на вооружение, а разработчикам присвоили Сталинскую премию!

С апреля 1942 года на ГАЗе собираются уже в серийном производстве уникальные бронеавтомобили, в начале мая первые 35 машин приняты военными.

БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем и остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в военные годы. С апреля 1942 по начало 1946 года было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.

Бронеавтомобиль БА-64 использовался нашими войсками преимущественно в роли разведывательных машин, а также и для непосредственной поддержки пехоты.

Особенно эффективными легкие броневики оказались при штурме городов — они позволяли вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях благодаря большому углу возвышения оружия. Для большинства других образцов бронетехники подобное было недоступно. В этой роли БА-64 широко использовались в операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.

В послевоенные годы БА-64 использовали в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения только в середине 1950-х годов. Также наши бронеавтомобили поставлялись в некоторые другие страны, дружественные с Советским Союзом, например в КНДР.

Старая «копейка» стала боевой машиной

Приехав в Кстово накануне Дня Победы, мы застали один из самых важных и волнительных процессов — испытание автомобиля. Дело в том, что самодельному броневику предстояло участвовать в Параде Победы на главной площади города, в театрализованном действии вместе с воспитанниками оркестра маршевых барабанщиков. Поэтому и ходовые качества, и внешний вид изделия кстовских автоконструкторов должны были быть идеальными.

Так что конструкторы-самоделкины суетились вокруг автомобиля, проверяя то одно, то другое. Но, несмотря на дефицит времени, один из создателей «бронеавтомобиля», Сергей Павлов рассказал нам о том, как создавалась копия легендарного фронтового броневика:

— Для создания этого автомобиля нам потребовались: списанная старая «копейка», ВАЗ-2101. Ну а дальше все просто — сварочный аппарат и несколько месяцев работы, поисков, споров, путей решения. И вот он, результат!

На словах процесс создания машины выглядит легко и просто. А на деле пришлось кстовским самоделкиным и покумекать, и попотеть. Начнем с того, что списанный и, казалось бы, отъездивший не только за себя, но и за другие «копейки» автомобиль они купили за пять тысяч рублей у одного из кстовских автолюбителей. И сразу в одном из гаражей на окраине Кстова закипела работа — мастера-любители начали воплощать свою идею в жизнь.

— Взяли «жигуленок» и разрезали, потом сварили раму и отремонтировали капитально мотор, — вспоминает один из «автоконструкторов на общественных началах» Алексей Масленников. — Вот и получилось такое чудо. Начали зимой, а к маю только закончили. Конечно, работали не каждый день, в основном в выходные, ну и в будние дни иногда тоже. Делали все вечерами после основной работы.

Добавим еще немного технической информации. Раму кстовские энтузиасты сварили из профильных труб. Снаружи корпус обшит ламинированной фанерой, прогрунтован и тщательнейшим образом покрашен. Канистра на боку — вовсе не элемент декора, как многие думают, а «замаскированный» бензобак. Окна — из усиленного акрилового стекла. А вот фара — от настоящего танка!

Откуда она взялась? Как говорится, мир не без добрых людей. Когда народные автоконструкторы только приступили к воплощению своего смелого замысла — весть эта облетела все стоящие вокруг гаражные массивы. И всем водителям и владельцам гаражей пришлась по душе идея создать копию легендарного бронеавтомобиля времен Великой Отечественной войны. В один из воскресных февральских вечеров, накануне Дня защитника Отечества, в самый разгар работы в гараж к нашим героям заглянул мужчина, поздоровался, понаблюдал за работой, одобрительно покивал и оставил бесценный подарок — фару от настоящего танка. Уходя, сказал:

— Молодцы! Замечательная затея! А это мой небольшой вклад в ваше дело. У меня ведь дед тоже вот на таком бронеавтомобиле прослужил целый год. Жаль, его уже шестой год нет с нами, он обязательно пришел бы и порадовался, что не забыли его родной БА-64…

Копия не хуже оригинала

Сразу скажем, что копия бронеавтомобиля отличается от оригинала только размером. В остальном — все точь-в-точь! Внутри автомобиля помещаются двое: водитель и пулеметчик (в нашем случае помощник, штурман). Башня крутится. В центре руля — надпись «День Победы».

— Конечно, нам пришлось потрудиться, чтобы придать внешнее сходство с легендарным бронеавтомобилем, — рассказывает Алексей Масленников. — Формы у БА-64 — угловатые, поэтому было достаточно сложно повторить его линии, помучились мы с этим, но мастерство победило! А поскольку двигатель и ходовая от ВАЗ-2101, от нашей уже тоже легендарной «копейки», то размеры броневика незначительно отличаются от оригинала, а в остальном получился отличный экземпляр!

Но кроме внешнего вида боевой машине нужны скорость, мощь и надежность. Испытания продолжаются на наших глазах и при скоплении многочисленных зевак.

— Поворачиваем ключ зажигания! Мотор! Скорость! Газ! Поехали! — громко комментирует свои действия Сергей Павлов.

Он отправляется в путь, а после поездки в несколько километров добавляет:

— Управлять броневиком достаточно просто. Правда, видимость крайне ограниченная, но помощник из башни всегда и подскажет, и поможет.

Свой труд посвятили всем защитникам Родины

Старания и усилия кстовских автолюбителей дали результат, который по достоинству оценили их земляки в День Победы. Взрослые и дети фотографировались рядом с копией бронеавтомобиля. Мальчишки, кто посмелее, залезали непосредственно в него, некоторые снимали на видео.

И все обязательно спрашивали у конструкторов-любителей: «Почему решили воссоздать именно БА-64?»

Сергей Павлов так ответил на этот вопрос:

— Хотелось как-то по-особенному, необычно отметить 70-летие нашей Победы. И этот бронеавтомобиль — в память всем, кто добывал Победу на фронте и ковал ее в тылу и не дожил до юбилея. Вечная им память и огромная благодарность. У меня, например, тесть Дмитрий Павлович Трифонов в 18 лет ушел на фронт, с 1942 года участвовал в боях с фашистами, протопал, как он сам говорил, от Сталинграда и до Берлина. Сражался в составе 56-го гвардейского минометного полка, а в Берлин въехал на легендарной «катюше». Мы с супругой, кстати, и нашу дочь из-за этого назвали Катюшей. И такие замечательные люди есть в каждой семье. Вот в память о наших героях и соорудили мы эту машину.

Броневик будет украшать все городские праздники

Кстовский бронеавтомобиль понравился и ветеранам, и простым горожанам. И кстовчане решили: пусть уникальный бронеавтомобиль теперь участвует во всех городских торжествах и праздниках.

А местный детский военный оркестр маршевых барабанщиков хочет использовать эту машину и в своих выступлениях, что будет уместно и зрелищно, ведь в репертуаре у них много военных, патриотических мелодий.

Ну а кстовские самоделкины уже подумывают о следующих проектах. Обещают к осени еще кое-чем удивить и себя, и других!

Фото из архива автора

  • 041 (986) 03.06.2015

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru