День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Как нижегородцы соорудили копию плота «Кон-Тики»

Наверное, каждый в детстве и юности мечтал о дальних путешествиях, морских приключениях на больших кораблях или маленьких самодельных плотах. Мечтали многие, а исполнить свою заветную мечту смогли единицы. Среди этих счастливчиков есть и нижегородцы!

Этим летом наши земляки взяли и за десять дней построили своими руками точную копию знаменитого во всем мире плота «Кон-Тики» великого путешественника Тура Хейердала. Произошло это на берегах нашего Горьковского моря, в Сокольском районе. Вскоре нижегородский «Кон-Тики» отправится в первое большое плавание, а мы присутствовали на первом пуске на воду и испытании плота. Сразу скажем — они были более чем удачными! И сегодня мы расскажем, зачем построили нижегородский вариант легендарного плота, точная ли это копия знаменитого плавсредства, и куда отправятся нижегородцы на своем «Кон-Тики».

Детские мечты о плаваниях и экспедициях

Главный инициатор, исполнитель и вдохновитель этой, казалось бы, сумасшедшей идеи Дмитрий Зотиков мечтал построить свой «Кон-Тики» с пяти лет. Именно в этом возрасте мальчик увидел по телевизору в популярной телепрограмме «Клуб путешественников» захватывающий рассказ телеведущего Юрия Сенкевича о легендарном плоте, дружной команде Тура Хейердала и необыкновенном путешествии по Тихому океану в 1947 году, когда за 101 день героическими усилиями было пройдено около 3770 миль (или 6980 километров). Про расстояния и цели этого путешествия мальчишка понимал весьма смутно, а вот сама идея отправиться по реке или по морю, или даже по океану на самодельном плоту ему ой как понравилась! Как и само название плота «Кон-Тики». Звучит как музыка. Дима несколько дней к месту и не к месту повторял: «Кон-Тики! Кон-Тики!»

Уже в школе мальчишка посмотрел снятый по итогам путешествия экспедиции Хейердала фильм (кстати, фильм этот был оценен по достоинству — в 1952 году он был удостоен самой престижной кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм»). Дима загорелся этой темой и захотел побольше узнать о путешествии, его цели и участниках. Но только в старших классах Зотиков с огромным трудом нашел в читальном зале библиотеки труды самого Тура Хейердала под названием «Экспедиция “Кон-Тики”». Книга была в единственном экземпляре и большая редкость, поэтому и на руки ее не выдавали.

Дима прочитал книжку запоем, а потом еще несколько раз перечитывал — прочитанное привело его в полный восторг. Неудивительно! Книга «Экспедиция “Кон-Тики”» пользовалась оглушительным успехом во всем мире: не зря она была тут же переведена на более чем 70 языках и вышла тиражом почти 50 миллионов экземпляров.

Под впечатлением от книги наш юный земляк поклялся, что когда-нибудь обязательно — один или с друзьями и единомышленниками — соорудит точную копию знаменитого плота и отправится тоже в путешествие на нем.

Об экспедиции Тура Хейердала

На минуточку оставим нашего героя, чтобы напомнить нашим читателям о той удивительной экспедиции.

К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

В 1947 году норвежский путешественник Тур Хейердал и пять его спутников — Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер (штурман, инженер, специалист по радио, второй радист и кок, исполняющий еще и обязанности переводчика, поскольку он один говорил по-испански) — прибыли в Перу, где построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».

28 апреля 1947 года Тур Хейердал и его команда отплыли на «Кон-Тики» из перуанского порта Кальяо. Первые 50 миль плот буксировался кораблем «Гуардиан Рио» вплоть до течения Гумбольдта. Далее плот отправился в самостоятельное плавание. 30 июля экипаж впервые увидел землю, и был это остров Пука-Пука. А 7 августа плот достиг точки окончания своего путешествия — атолла Рароиа в архипелаге Туамоту.

Так подтвердилась теория Хейердала о миграции предков полинезийцев из Южной Америки. Кстати, «Кон-Тики» носил имя легендарного героя многих полинезийских сказаний. Согласно им, Кон-Тики приплыл с востока с группой единоплеменников, которые основали поселение на островах Полинезии и дали начало местной культуре.

В Осло — в музей «Кон-Тики»!

Но вернемся к нашему герою Дмитрию Зотикову. Год назад он отправился в отпуск в город Осло — столицу Норвегии. Зачем? Естественно, чтобы увидеть собственными глазами всемирно известный плот!

Музей «Кон-Тики» посвящен истории странствий одного из величайших людей Норвегии, путешественника с мировым именем Тура Хейердала. И вот в этом музее и стоит настоящий плот «Кон-Тики». Правда, кроме него российских туристов привлекает папирусная лодка «Ра II», на которой Хейердал пересек Атлантический океан, а в составе той рискованной экспедиции был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, тот самый ведущий телевизионного «Клуба путешественников», чей рассказ о плавании «Кон-Тики» так увлек в детстве нашего героя.

В музее, который посетил Дмитрий Зотиков, много фотографий, макетов, документов, связанных с той экспедицией и «Кон-Тики». А еще больше книг, справочников и технической литературы о плотах, их строительстве и прочем.

Конечно, мимо такого богатства наш герой не мог пройти — скупил все, что было возможно! Приехав в Нижний, рассказал о своей идее друзьям-товарищам, и всей компанией решили: «Следующим летом, в 2015 году, сделаем точную копию плота!»

Нижегородский перевод с норвежского

Хейердал строил плот из бальсовых деревьев. Но эти представители семейства баобабовых растут в основном в Южной Америке. Пришлось искать бальсу замену.

В качестве материала Зотиков с товарищами решили использовать нашу нижегородскую сосну — очень хороший, комфортный материал! На постройку плота ушло примерно 25 кубов дерева: часть — доски, часть — брус.

Все размеры — строго по чертежам оригинала, все размеры и конструкцию «Кон-Тики» выверяли по многочисленным справочникам и энциклопедиям.

«Кон-Тики» Хейердала состоял из 9 бальсовых бревен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос. Также «Кон-Тики» был оснащен прямоугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль и киля, и руля).

Все это очень было в точности повторено и в нижегородском варианте.

— Еще на плоту стояла пальмовая хижина, — рассказывает Дмитрий Зотиков. — Но тут мы решили отойти от оригинала: ну где у нас пальмы взять для строительства? Пришлось заменить пальму опять же на сосну.

А еще при постройке хижины наши земляки удивлялись: по чертежам ее размеры — два с половиной на три метра, в ней лишь три человека с трудом помещаются на ночлег, а как же остальные участники экспедиции? Пробовали вшестером разместиться — очень уж тесно! Но хижину не расширили — ведь на чертежах «Кон-Тики» она именно такого размера, а значит, изменить ничего невозможно!

Плот построили, что называется, «один в один», и тем не менее строители, а было их 12 человек, в том числе многие с инженерным образованием, иногда сомневались:

— А не утонет ли плот при спуске? Ведь это наш первый опыт, мы никогда ничего подобного не строили?

Тест-драйв и первое плавание

Десять дней ушло на постройку. Наконец было решено спустить плот на воду и протестировать его.

Перед испытанием на плоту подняли флаг ВМФ СССР.

— Это, конечно, совсем не в тему, но ребятам, служившим на флоте, было приятно. Поэтому немного отошли в этом плане от оригинала, — улыбается Зотиков.

Сказав друг другу: «С богом!», все дружно подняли и понесли плот к воде. Бережно и нежно положили его на водную гладь, и он… не утонул!

Поздравили друг друга с первой удачей, а поплавать на нем решили на следующий день. Утром пришли к берегу, а плота и след простыл.

— Куда он делся? Его что, угнали у нас? — гадали нижегородские плотостроители.

Оказалось, что каким-то чудом плот унесло ветром в сторону, метров на 300 от родного причала. Пришлось буксировать его обратно.

— Плот с характером, ему не терпится в дорогу, значит, быть большому и интересному походу! — решили друзья.

Пока уплывший плот буксировали назад, его заодно и протестировали. Оказалось, что идет отлично и находиться на нем удобно. Решили совершить небольшой переход на плоту в середине августа — как раз у большинства участников этого проекта начнется отпуск.

—А пока будем готовиться к нашему путешествию по Горьковскому морю: прокладывать маршрут, закупать продукты, приобретать инвентарь для речного круиза, — сказал Дмитрий Зотиков.

Телевидение Финляндии едет снимать фильм

Не сделав, по сути, еще ни одного перехода по воде, нижегородский «Кон-Тики» уже стал местной достопримечательностью. Из близлежащих сел и деревень приезжают посмотреть на него и дети, и взрослые. Фотографируют сам плот, делают селфи, снимают на видео, задают много вопросов.

И Дмитрию Зотикову в который раз приходится рассказывать всем любопытствующим и об истории знаменитого путешествия настоящего «Кон-Тики», и о Туре Хейердале, и о музее «Кон-Тики» в Осло. А ему это только в радость и удовольствие:

— Молодые об этом часто в первый раз слышат. Они уже не застали «Клуба путешественников», откуда же им узнать про «Кон-Тики»?! Только ради вот такого ликбеза стоило начинать все это дело!

Про нижегородский плот уже и за границей узнали: на днях звонили с финского телевидения, собираются приехать и сделать телепередачу о нижегородских мастерах-мечтателях и аналоге всемирно известного «Кон-Тики».

А Зотиков не возражает. Пусть финны приезжают, снимают свое кино, и тогда все узнают, что в Нижегородском крае есть люди, которые свои детские мечты через 30 с лишним лет в жизнь воплощают.

Фото из архива автора

  • 058 (1003) 29.07.2015

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru