Работа на результат
В 2015 году на базе Института педиатрии Приволжского федерального медицинского исследовательского центра (ПФМИЦ) открылось неврологическое отделение восстановительного лечения детей дошкольного возраста. А в начале октября этого года здесь начал работу центр длительной реабилитации детей «Добрый сад». Это учреждение можно сравнить с детским садом, ведь его воспитанники учатся общаться друг с другом, что очень важно для особых детей. Но главное — это достижение результатов в лечении и развитии ребенка.
Сейчас в центре 3 группы, в которых находятся дети с аутизмом, ДЦП и другими нарушениями развития. С ними занимаются высококвалифицированные специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, инструктор по физкультуре, массажист, учитель музыки и рисования. Всех детей консультируют врач-невролог, психотерапевт, педиатр.
Есть и такие узкие специалисты, как, например, кинезотерапевт и эрготерапевт, которые участвуют в составлении индивидуальной программы реабилитации для каждого ребенка.
— Наша «фишка» в тесной связи медицины и педагогики, — рассказала психоневролог ЦДРД Оксана Баландина. — Мы хорошо понимаем, что многие поведенческие отклонения можно исправить с помощью специальных методик, а не глушить проблему медикаментами. И это дает хорошие результаты.
Индивидуальный подход — залог успеха
Для каждого ребенка специалисты разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. Индивидуальным может быть даже… питание. Например, для нескольких воспитанников создали специальное безглютеновое меню.
Трудно поверить, но в этом детском саду нет детей, которые говорят: «Не хочу в садик!»
— У нас адаптация к саду заняла неделю, — говорит мама Насти Ивановой Елена. — То есть за 7 дней ребенок, который был социально закрыт, раскрылся и стал оставаться, по сути, с чужими ему людьми. И оставаться с удовольствием! Ни у одного из моих пятерых детей, четверо из которых без особенностей, привыкание к садику не проходило так быстро!
Сейчас в «Добрый сад» ходят 18 ребят с 2 до 8 лет. Но потребность у нижегородцев в таких учреждениях гораздо выше, поэтому со временем планируется расширение центра.
Первые шаги и первые слова
Первые результаты у центра уже имеются.
— У нас прогресс и разговорный, и двигательный, — с гордостью рассказывает мама Ирины Сердюковой Маргарита. — У нашей дочки ДЦП, и до 2 лет 8 месяцев она не ходила. А теперь начала вставать на четвереньки и с поддержкой делает свои первые шаги! Раньше она детей просто не замечала, а теперь смотрит на них с интересом. А на днях удивила меня тем, что спела песню про кузнечика! Сказать, что мы благодарны педагогам центра, это ничего не сказать!
А семилетняя Настя Иванова, которой ставят диагноз «аутизм», недавно стала произносить свои первые слова.
— Это заслуга всех сотрудников центра и в первую очередь нашего логопеда-дефектолога Надежды Гусевой, — уверена ее мама Елена. — К каждому ребенку здесь стараются подобрать свой «ключик». У моей дочки это лошадки, которых она очень любит. Этим «ключиком» и пользуются педагоги, увлекая ребенка и добиваясь от него поставленных результатов.
Этим результатам искренне рады не только родные детей, но и педагоги. Вот у Ромы получилось сказать «Дай!», пусть еще не звуками, а интонационно, но учителя искренне радуются этому успеху и хвалят мальчишку. А Ира впервые захотела поиграть с другими ребятами, и ее тоже поощряют самыми добрыми словами. Не зря родители говорят, что педагоги фактически становятся членами их семей. Глядя на них и их воспитанников, начинаешь верить, что у этих ребят все получится.
Разрушили стереотипы
Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы, где здоровые ребята и дети с особенностями развития обучались вместе. Но отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное. И дело тут не в дефиците кадров или обустройстве помещений для детей-инвалидов, а в стереотипах и мифах, которыми в избытке окружена данная тема. Руководство и сотрудники детского сада № 115, где реализуются принципы инклюзивного образования, доказали, что многие эти стереотипы беспочвенны.
— Конечно, начиная работу с особыми детьми в 2006 году, мы столкнулись с определенными трудностями, — рассказывает его заведующая Любовь Каталова. — Во-первых, встал вопрос о повышении профессиональной компетенции педагогов, которые непосредственно занимаются с этими детьми. Курсы повышения квалификации наши воспитатели проходят в Нижегородском институте развития образования, также мы сотрудничаем с Нижегородским педагогическим университетом. Главная проблема заключается в нарушении у «особенных» детей связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, обучения. Педагогу необходимо уметь адаптировать детей друг к другу и найти поход к каждому. Если в группе есть и говорящие дети, и с задержкой речевого развития, то необходимо так построить занятия и так давать задания, чтобы применить свои знания и умения мог каждый ребенок.
Во-вторых, на тот момент совершенно отсутствовало методическое обеспечение по вопросам безбарьерного образования. Мы изучали опыт инклюзии других детских учреждений в других городах и странах, участвовали в семинарах, конференциях. Особенно мы благодарны Нижегородской ассоциации инвалидов «Инватур», которая помогла методическими материалами и литературой.
Воспитание милосердия
В 2011 году совместно с московским аналитическим коррекционным центром состоялся проект «Толерантное отношение к детям-инвалидам», в котором участвовали и дети, и родители. Ежегодно здесь в декаду инвалидов проводятся «Уроки доброты».
А еще в учреждении часто проходят дни открытых дверей, совместные праздники, мастер-классы, в которых участвуют воспитанники и их родители.
— Некоторые родители, желая уберечь «особого» ребенка от возможных душевных травм, с опаской отдают его в образовательное учреждение и переживают, что над ребенком будут смеяться, обижать, — поделилась Любовь Вячеславовна. — Родители же здоровых малышей хотят быть уверены, что заболевания ребенка-инвалида не несут опасности для их детей и не скажутся на их развитии. Бывает, что мамы обычных детей волнуются, не будет ли и их ребенок коверкать слова, подражая ребенку с задержкой речи. Задача педагогов объяснить, что регресс у здорового ребенка невозможен, а вот прогресс у «особенного» будет налицо. У нас постоянно проходят выставки достижений, на которых можно увидеть, чем уникален каждый ребенок, независимо от состояния его здоровья. Например, ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности первый в плавании. Это гордость для его родителей и предмет уважения для других ребят.
— Сначала у меня были опасения по поводу того, как воспримут моего ребенка дети и их родители, — рассказывает Валентина Александровна, мама выпускника МДОУ № 115 Олега (синдром Дауна). — Но нас здесь окружили огромной заботой. Одногруппники помогали во всем, их родители были настроены очень по-доброму. Сейчас мы ходим в коррекционную школу, и сын отличается от своих одноклассников по уровню подготовки и социализации. За это хочу сказать огромное спасибо педагогам сада № 115, которые смогли подготовить его к жизни вне стен садика.
А Наталья Борисовна, мама выпускника Егора, считает, что инклюзия помогает научить здорового ребенка уважать людей, страдающих какими-то заболеваниями, сопереживать и оказывать им помощь.
— В группе моего сына была девочка с ДЦП, которая не ходила самостоятельно, — рассказала она. — Дети относились к ней как к совершенно обычному ребенку, только больше помогали. Я думаю, что ребятам этот опыт очень пригодится в жизни, и они вырастут милосердными людьми.
Анастасия Гофман и Елена Шаповалова
Фото Елены Шаповаловой