25 апреля в галерее современного искусства FUTURO состоялось открытие выставки Павла Отдельнова «ХИМЗАВОД». Проект художника включает в себя работы в жанре индустриального пейзажа, пространственные и аудиоинсталляции, документальные фильмы и скульптуры, которые отлично вписались в пространство галереи. Выставка позволяет окунуться в атмосферу техногенных объектов и архитектуры прошлого и поразмышлять над судьбами поколений нижегородцев, которые трудились и продолжают трудиться в промзонах.
Промышленность как муза
ХИМЗАВОД – это часть большого проекта под названием «Белое море. Черная дыра». На выставке представлено более 20 полотен, каждое из них сопровождается отрывками из рассказов отца Павла Отдельнова, который когда-то работал на одном из производств Дзержинска, а также отрывками из книги «Заводские анекдоты» Лии Аронович.
– Все работы, которые тут представлены, продолжают рассказ о дзержинской промзоне. Это история заводов, история моих родственников, моего папы, который, кстати, пишет книгу со своими воспоминаниями о тех местах. Этот интерес возник, потому что это уходящая натура, то, что скоро начнет исчезать. Даже за те несколько лет, которые я работаю над этим проектом, некоторых объектов уже не стало. Они исчезают: их разбирают, распиливают на металлолом, они разрушаются. Руины превращаются в пыль, и через некоторое время на месте этих заводов мы увидим пустыри, – поведал Павел Отдельнов, автор выставки.
Безусловно, в проекте выразилась какаято ностальгическая любовь автора к подобным местам.
– Родители возили меня в выходные в сад мимо этих заводов, потом этой дорогой я ездил учиться в Нижегородское художественное училище. Каждый день проезжал мимо них, смотрел из электрички, – продолжил Павел Отдельнов. – Но это все было каким-то фоном, немножко далеким. Я тогда еще не был на территории заводов. Заинтересовался этой темой уже после того, как уехал из родного Дзержинска и начал приезжать погостить. Вот тогда я смог посмотреть на город отстраненно. Мне показалось, что промзона – это большая интересная история, о которой хочется говорить, думать, которую хочется рассказать людям.
Индустриальный пейзаж и экология
Павел Отдельнов часто пишет с натуры, выходя на пленэры.
– Я часто приезжаю в промзону, брожу по ее территориям, иногда захожу в какие-то заводы, хотя эта территория находится под охраной. Но мне каким-то образом удается туда попасть. Это очень вдохновляет.
Также художник при работе использует фотографии, но тогда это не прямое воспроизведение, не копирование – это создание обобщенного образа того, что удалось увидеть автору, это художественная интерпретация впечатлений.
В малом белом зале FUTURO также представлены работы художника, одна из них – «Карьер».
– На территория восточной промзоны Дзержинска огромное количество песчаных карьеров, песок в которых добывают нелегально. А потом образовавшиеся ямы стихийно засыпают мусором. Эти бытовые свалки образовались отчасти после того, как закрыли Игумновский полигон бытовых отходов. Сейчас его не используют, зато активно используют прилегающую к нему территорию, для того чтобы превратить ее в свалку, – рассказал еще об одной экологической проблеме Павел Отдельнов.
– Эта выставка для нас очень важна, потому что в нашем настоящем Павел Отдельнов рассказывает нам о прошлом и заставляет задуматься о будущем. Она о проблемах экологии, о нашем советском промышленном прошлом, о нашем настоящем – тоже промышленном, – считает Майя Ковальски, арт-директор галереи FUTURO.
Звуки промзоны и кино о шламонакопителях
Частью проекта также является и аудиоинсталляция.
– Однажды в поисках материала мы путешествовали по сормовской промзоне, нашли заброшенный нефезавод и просто оставили там диктофон. Он фиксировал звуки, которые рождались сами собой в пространстве: гремели листы железа под порывами ветра, что-то скрипело и лязгало. Получились самые настоящие полевые записи, практически без какой-либо обработки. Мы подумали, что эти звуки создали определенную атмосферу, которая очень подходит выставке, – считает Леонид Отдельнов, брат художника.
В центре зала расположена инсталляция «мартышки», так работники заводских цехов называли противогазы. Она была создана автором прямо на месте.
– Это отсылка к Василию Верещагину и его работе «Апофеоз войны». А у меня получился «Апофеоз случившийся, или Нет внутренней химической войне», – рассказал автор проекта. – Эта инсталляция должна напомнить о людях, которые раньше трудились на химических заводах, умирали и становились инвалидами из-за производства вредных химических веществ.
А на втором этаже галереи можно было посмотреть два фильма, автор сделал их специально для этой выставки. Один из них посвящен промзоне, второй – шламонакопителям.
– В своих работах я старался отобразить визуализацию времени. Когда мы смотрим на руины, мы представляем себе текучесть времени. Раньше в голландском искусстве был популярен такой жанр, как «ванитас» – в переводе «тщетность, суета». Художники изображали предметы, которые вот-вот должны исчезнуть: вянущие цветы, черепа, предметы, связанные со временем. Другими словами, все, что может нам напомнить о бренности жизни. Наверное, заводские руины тоже напоминают нам о том, что мы только гости на этой планете, и даже самое громадное индустриальное предприятие – это песчинка в потоке времени.
Выставка продлится до 31 мая. По средам вход свободный.
Дарья Королева.
Фото автора
Справка
Павел Отдельнов родился в 1979 году в Дзержинске. Художник работает в жанрах индустриального пейзажа и инсталляции. Образование Павел получил в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова и Институте проблем современного искусства. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и ЦСИ им. Сергея Курехина.