День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Почему Максим Горький не получил Нобелевскую премию. Часть 2

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/kak-eto-bylo/pochemu-maksim-gorkij-ne-poluchil-nobelevskuyu-premiyu-chast-2#sigProGalleria3719fa8317
joomlamodniyportal.ru

Нижний Новгород — город не только купеческий, но и литературный. В нашем городе жили и работали многие известные русские писатели — М. Горький, П. И. Мельников-Печерский, Т. Г. Шевченко, В. И. Даль, В. Г. Короленко, Н. А. Добролюбов. В Нижнем бывали поэты Пушкин и Жуковский. В разное время видами Стрелки с высоты Дятловых гор любовались А. Н. Островский, А. П. Чехов, Г. И. Успенский, В. А. Гиляровский. Сюда приезжали А. Дюма, Л. Кэрролл, А. Барбюс, Т. Драйзер. Но все же более других с нашим городом были связаны жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького (1868–1936). Он здесь родился, пошел «в люди», занимался благотворительностью, а также литературной и общественной деятельностью. Даже его псевдоним, рожденный впечатлениями о тяжелой жизни волгарей, на несколько десятилетий стал названием нашего города. И, кажется, что про писателя-земляка мы знаем все. Но мы все же рискнем предположить, что многие наши читатели не знали, например, о том, что Горького пять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и, увы, безуспешно. О том, почему всемирно известный писатель Максим Горький не стал нобелевским лауреатом, мы и расскажем.

(Продолжение. Начало в № 19.)

Итальянское признание

Вернувшись осенью 1906 года из Америки в Россию, Максим Горький представляет читателям пьесу «Враги».

В конце 1906 года из-за туберкулёза писатель уезжает в Италию и поселяется в Италии на острове Капри, где проживет семь следующих лет.

Литературная слава Максима Горького уже гремела в Италии. Его произведения были переведены на итальянский. Еще в 1901 году в литературном приложении к журналу «Рим» «Новая антология» («Nuova Antologia») была напечатана большая статья «Максим Горький», где он был назван «новой звездой литературного мира». В 1904 году театр Беллини в Палермо поставил драму «Мещане», театр «Костанци» в Риме — драму «На дне», в 1905 году Неаполитанский театр поставил пьесу «Дети солнца».

И вот известный русский писатель приехал в Италию. В ноябре 1906 г. римская газета «La tribuna»писала: «С Капри сообщают, что Максим Горький, восхищенный великолепием острова, намеревается остаться там на долгое время».

На Капри Горький вел активную публичную жизнь, принимал прославленных соотечественников: Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. Е. Репина, А. С. Новикова-Прибоя, И. А. Бунина и других, имел широкие знакомства в среде итальянской интеллигенции. Среди тех, с кем у Горького сложились особо дружественные отношения, были итальянские писатели Габриеле Д'Аннунцио, Роберто Бракко, Ада Негри, Матильда Серао, Сибилла Алерамо, Джованни Ченна, философ Бенедетто Кроче, художественный критик Уго Ойетти, блистательная актриса Элеонора Дузе, сыгравшая Василису в горьковской пьесе «На дне», скульпторы Трентакоста и Компаньоли и др.

Дом Горького был всегда полон гостей. Однажды какой-то проходивший мимо англичанин принял его за ресторан. Прошел на веранду и потребовал ужин. Его обслужили. Но когда гость захотел расплатиться, денег у него не взяли и объяснили, что здесь не ресторан. Англичанин очень смутился, долго с извинениями тряс руку Горькому, а на следующий день прислал огромный букет цветов…

Постоянный приток гостей в дом Горького мог создать впечатление, что Горький только тем и занят, что принимает гостей. Совсем наоборот. На Капри Горький активно и плодотворно работал. Именно на Капри Горький закончил роман «Мать»; написал автобиографическую повесть «Детство»; повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Лето», «Исповедь», «Жизнь ненужного человека»; рассказ «Романтик», циклы — «Жалобы», «По Руси», «Русские сказки», «Сказки об Италии»…

Позднее критика ставила горьковские «Сказки об Италии» в один ряд с лучшими произведениями, написанными об Италии, такими, как «Итальянские путешествия» Гете, «Записки туриста» Стендаля, «Коринна, или Италия» Жермен де Сталь.

Арка между Россией и Западом

В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький покинул Капри, вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

В 1914 году писатель открывает л журнал «Летопись» и издательство «Парус».

В 1916 году в этом издательстве были опубликованы цикл очерков «По Руси» и автобиографическая повесть «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.

Мировую войну, февраль и октябрь 1917 года Максим Горький переживает в Петрограде — и совсем не с теми мыслями и поступками, которых от него ожидали победители, давние соратники-большевики. Впрочем, с ними во взглядах писатель разошелся еще во время пребывания на Капри.

В 1917–1919 годах Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

«Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами — прошлым и будущим, а также между Россией и Западом», — напишет 18 марта 1918 года Ромен Роллан в письме М. Горькому.

В том же 1918 году Максим Горький будет впервые номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Шведские академики «прокатили»

«Если бы Максим Горький был предложен в качестве кандидата на Нобелевскую премию лет10–15 назад, я <…> счел бы это естественным и довольно правильным. Но в 1918 году выдвинуть Горького впервые — для этого требуется некоторая наивность в соединении с большим незнанием литературного развития Горького и его места в современной русской литературе», — утверждал специалист по русской литературе доктор Альфред Йенсен из Швеции.

Можно ли верить в искренность этого утверждения, зная, что этот специалист вместе с другими шведскими академикамис 1902 по 1905 годы решительно сопротивлялся присуждению премии Льву Николаевичу Толстому? И при чем тут шведские академики и мировая литература? Да просто, по уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов на премию могут разные люди, оценку этих заявок и отбор кандидатов производит Нобелевский комитет по литературе, а выбирают лауреатов из их числа члены Шведской академия.

В экспертном заключении Альфреда Йенсена, конечно, подчеркиваются талант и огромная слава раннего Горького, разогнавшего «сонную тишину, которая нависла в конце прошлого века над русской литературой. Необходимы были воздух и солнце, радость жизни и смелость поступков, и все это принес Горький». Высоко оценив только рассказы и очерки писателя, Йенсен тем не менее выделяет как явную удачу лишь роман «Мать» — и в художественном отношении, и в особенности за «преклонение перед жертвенной любовью матери». Горький представляется Йенсену также слабым драматургом: успех его пьес, «сейчас совершенно забытых», шведский эксперт всецело приписывает блестящим постановкам Станиславского.

В результате почтенные академики ограничились весьма лаконичной и абсолютно единодушной записью, что «анархистские и часто совершенно сырые творения» Горького, «без сомнения, никоим образом не вписываются в рамки Нобелевской премии». В 1918 год в эти рамки «вписалось» творчество датчанина Генрика Понтоппидана.

Попытка 1923

В 1923 году Горького вновь номинировали на Нобелевсекую премию по литературе. На сей раз его кандидатура была предложена Роменом Ролланом. Но шведские академики снова оставили нашего земляка без награды.

Уже известный нам доктор Альфред Йенсен в своем экспертном заключении в 1918 годуподчеркивал, что Горький «стоит на службе большевизма». Правда, в своем завещании основатель Нобелевской премии Альфред Нобель ничего не писал о политическом облике лауреатов, но шведские академики и литературные эксперты Нобелевского института с успехом восполняли этот «пробел».

Преемник Йенсена, скончавшегося в 1921 году, профессор славистики Антон Карлгрен в 1923 году стал автором обзорных очерков о творчестве сразу трех представителей русской литературы, предложенных на рассмотрение Нобелевского комитета, — Максима Горького, Ивана Бунина и Константина Бальмонта. Впрочем, Бальмонт был отвергнут и экспертом, и членами Нобелевского комитета как кандидатура явно неподходящая и больше никогда среди претендентов на престижную награду не фигурировал.

Обращаясь к творчеству Горького, Карлгрен сразу ссылается своего предшественника, который определял Горького как «уставшего, давно уже выжатого писателя», который никак не может претендовать на Нобелевскую премию. Карлгрен тоже не усматривает ничего примечательного среди произведений писателя, созданных после 1905 года — «стерильная пустыня». А еще эксперт буквально сражен приговором, который Горький выносит собственной стране, собственному народу, прописывая ему «лошадиную дозу» большевизма в уверенности, что если «пациент умрет», то «в таком случае ничего лучшего он и не заслуживает», а если выдержит, то выйдет «новым, закаленным». В этом безжалостном осуждении, по мнению Карлгрена, не чувствуется «ни малейшего отголоска горячей любви к родине», которая отличала раннего, пылкого Горького и с исчезновением которой он погибает как писатель.

В заключение Нобелевского комитета 1923 года признается, что сочинения Горького исполнены правды, силы и философской глубины, однако это касается лишь произведений, созданных за двадцать лет до его номинации, что не дает «оснований для того, чтобы отметить его» наградой. Не сочли академики достойными награды и произведения Бунина. В результате премию 1923 года присудили ирландскому поэту Уильяму Батлеру Йейтсу.

(Продолжение следует.)

Подготовила Марина Сергеева
Источники информации и фото:
http://noblit.ru, http://uchitel-slovesnosti.ru, http://www.hrono.ru, http://www.visualrian.ru, livejournal.com, http://alliruk.livejournal.com, http://world.lib.ru/

  • 021 (966) 25.03.2015

Свежий номер

Свежий номер

064 (1228) 16.08.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru