День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Проблемы с банкоматом

Нижегородец Николай решил положить наличные, которые подарили ему на день рождения, к себе на карту. Однако до банковской карты они не дошли, хотя чек банкомат ему выдал. Что могло произойти? И как действовать в таких ситуациях?

Не зачислил на счет

– Бывает, что у банкомата в самый неподходящий момент прервалась связь с процессинговым центром, – говорят специалисты. – Машина приняла купюры, но не успела передать информацию о пополнении баланса счета.

Но это не значит, что деньги пропали. Банкомат отправляет их в таких случаях в «резерв». Вынуть их оттуда может только компания, эксплуатирующая банкомат, поэтому о случившемся нужно сообщить в банк, который вас обслуживает. Именно с ним у вас заключен договор.

Во время разговора опишите оператору кол-центра ситуацию, сообщите номер банкомата, время операции. А лучше запишите все это, чтобы не забыть! Если банкомат выдал чек, его обязательно нужно сохранить. После этого отправляйтесь в отделение банка, который выдал вам карту, и пишите заявление о спорной операции, требуйте зачислить «проглоченную» сумму на счет. Банк должен провести расследование и вернуть деньги.

Если какая-то проблема возникла при зачислении или получении денег через банкомат, то надо позвонить в банк, который владеет банкоматом. Номер телефона всегда указан на самом аппарате. Оператору кол-центра описать ситуацию и сообщить номер банкомата. Чтобы вернуть деньги, надо пойти в банк, который выдал вам карту, и написать заявление о спорной операции.

– Точные сроки возврата денег не регламентированы, – говорится на портале fincult.info (проект Центрального банка России). – Гражданский кодекс обязывает организации (в том числе банки) выполнять свои обязательства в «разумный срок», но банк и клиент могут понимать его по-разному.

Если вы писали письменное заявление, то банк обязан будет вернуть деньги в течение семи дней.

Осторожно – скиммеры!

Однако подобная ситуация может стать следствием мошенничества, если, например, на банкомате вы не увидели скиммеры и прочие считывающие устройства. Они копируют данные с магнитной полосы карты: номер, имя и фамилия владельца, срок действия. Могут украсть и ПИН-код, если на банкомат установлена скрытая камера или накладная клавиатура. Причем поддельную клавиатуру ставят прямо поверх оригинальной, и сам банкомат реагирует на нажатия как обычно.

Именно поэтому специалисты советуют не пользоваться банкоматами, расположенными в общедоступных местах. Отдавать предпочтение нужно тем, которые установлены в банках или торговых центрах, где имеется видеонаблюдение. Там банкоматы лучше охраняются и чаще проверяются.

Кроме того, перед тем как пользоваться банкоматом, его стоит осмотреть, нет ли на нем посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре, а тем более шататься. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры. На них невозможно поставить накладную клавиатуру, а также сложнее подсмотреть ПИН-код. Его, когда вводите, стоит прикрывать рукой, чтобы никто не подсмотрел.

Но если все-таки на экране банкомата появилось уведомление об ошибке – сфотографируйте его. А дальше действуйте, как и в предыдущем случае. Сообщите о своей ситуации в банк, напишите заявление и приложите все имеющиеся у вас доказательства: чек и фотографии экрана. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. Переводы по номеру счета могут занимать несколько часов, а иногда даже до трех дней, поэтому есть шанс остановить перевод денег мошенникам.

С 2019 года в России споры физических лиц с финансовыми организациями: банками, страховыми компаниями, МФО, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами и негосударственными пенсионными фондами – решает финансовый омбудсмен. Все его решения компании обязаны выполнять так же, как решения суда.

Деньги списали

Кстати, такой же алгоритм действий специалисты дают, если вы не получили наличные, когда пытались взять их через банкомат. А деньги с карты были списаны. В таком случае надо тоже позвонить в банк, который владеет банкоматом. Номер телефона всегда указан на самом аппарате. Оператору описать ситуацию и сообщить номер банкомата. Чтобы вернуть деньги, надо пойти в банк, который выдал вам карту, и написать заявление о спорной операции.

Банк также проводит расследование, проверяет, был ли технический сбой. Причем если вы пользовались банкоматом не своего банка, то проверку будет проводить банк – владелец аппарата. Камера видеонаблюдения, которая встроена в банкомат, поможет определить, что вы не брали деньги.

Когда инкассаторы вскроют сейфовую часть банкомата, заберут деньги. Потом их пересчитают, все операции сверят по электронному журналу. Станет понятно, сколько имеется излишков. Только после этого спорную сумму вернут.

Обращайтесь к финомбудсмену

А если не вернут – тогда что делать? Спросит читатель. Контролирует действия банков Центральный банк. Туда можно пожаловаться, если вы считаете, что ваши права нарушены.

Однако с 2019 года в России споры физических лиц с финансовыми организациями: банками, страховыми компаниями, МФО, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами и негосударственными пенсионными фондами – решает финансовый омбудсмен. К нему можно обратиться, если у вас имеются финансовые требования, например вам недоплатили страховое возмещение, банк не вернул деньги или взял лишнюю комиссию…

Все решения финансового уполномоченного компании обязаны выполнять так же, как решения суда. Но сумма, которую вы намерены предъявить финансовой организации, не должна превышать 500 тысяч рублей. Если в эту сумму ваши требования укладываются, то можно подавать обращение и прикладывать все необходимые документы: заявление, что вы обращались в финансовую организацию, ее ответ об отказе в ваших требованиях, а также другие материалы по существу спора. Список необходимых документов можно найти на официальном сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru.

Подать обращение можно несколькими способами: в электронном виде на сайте finombudsman.ru, через портал госуслуг или направить почтовым отправлением. Но сроки в зависимости от способа обращения будут разные. В случае электронного обращения служба финансового уполномоченного вам ответит в течение 15 рабочих дней с даты его подачи, письменного – 30 дней рабочих дней. Плюс 10 дней «набежит», если потребуется экспертиза. Обращения от посредников рассматриваются тоже в течение 30 рабочих дней.

Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны. Уполномоченный действует на основании федерального закона и осуществляет досудебное урегулирование, что позволяет избежать обращения в суд. Если при оформлении обращения возникнут вопросы, консультируйтесь с сотрудниками службы финансового уполномоченного по номеру 8-800-200-00-10 (звонок по России бесплатный).

Дарья Светланова

Фото из открытых источников 

  • 031 (1889) 05.04.2023

Свежий номер

Свежий номер

044 (2021) 22.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru