День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Мошенничество на новый лад

Как только не изощряются в способах отъема денег у населения новоиспеченные Остапы Бендеры. Теперь помимо «службы безопасности банка» нижегородцам стали звонить из «московской полиции».

Звонят из главка

Причем часто звонящие представляются сотрудниками Главного управления МВД России и говорят, что по заявлению Центрального банка на человека заведено уголовное дело. «Свидетелем» по одному такому «уголовному делу» сделали знакомую нижегородку Марину. По ее словам, задачей злоумышленников было напугать слушателя, чтобы он рассказал всю нужную звонящим информацию.

Мы сообщили банкам об увеличении количества случаев телефонного мошенничества с использованием такого сценария и рекомендовали учитывать его при организации работы службы поддержки клиентов, а также предупреждать клиентов о рисках разглашения персональных данных и данных платежных карт, – констатировали в Банке России.

Там отметили, что таким способом злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные, данные платежных карт, сведения о совершенных по карте операциях и так далее.

– Эта информация используется мошенниками для кражи денег со счетов клиентов, – говорится в сообщении на сайте Центрального банка России. – Отметим, что Банк России не подает заявления в правоохранительные органы в отношении операций без согласия клиентов кредитных организаций. Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс – это мошенник.

По словам регулирующего органа, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать по телефону незнакомым людям персональные данные или данные платежной карты, под каким бы предлогом их ни пытались узнать и кем бы ни представлялся собеседник.

Украли кредит

Однако о мерах безопасности часто забывают, когда поступает звонок мошенника. А звонков от «службы безопасности банков» не стало меньше. И страдают от них не только пожилые люди, но и молодые. Например, в начале января 23-летний нижегородец лишился почти 200 тысяч рублей: он сообщил мошенникам данные своей банковской карты и ее код CVC/CVV2 с обратной стороны.

Позднее молодой человек рассказал полицейским, что на следующий день после оформления кредитной карты ему позвонил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности банка. Он сообщил, что в кредитном учреждении произошла утечка личных данных клиентов, и спросил о последних операциях по банковской карте. Вот тут нижегородец проговорился, что оформил кредитную карту.

После этого его предупредили, что по ней начались операции по снятию денег. А чтобы их отменить, нужны якобы данные карты. И тогда пострадавший назвал все, что от него требовали, в том числе код, пришедший на телефон в СМС. Итог – отсутствие денег и невыплаченный кредит.

Что надо знать

В финансовых организациях отмечают, что сотрудник банка может позвонить клиенту, если операция по его карте или счету выглядит подозрительной. Кроме того, в некоторых случаях он может предупредить клиента о рисках мошенничества в связи с той или иной операцией.

Но реальный сотрудник никогда не спросит о количестве карт и их остатках, номер карты, пароль и код из СМС, а также CVV-код (код безопасности) для проведения верификации. Банковский работник никогда не будет убеждать вас перевести деньги на некий резервный счет, переключать вас на робота или коллегу, чтобы вы продиктовали пароли якобы в «защищенном режиме» или совершили операции «под контролем».

– Принимайте решения не спеша, сотрудники никогда не будут вас торопить с ответом, – сообщили в Сбербанке России. – Если вы сомневаетесь, что разговариваете с сотрудником банка, – кладите трубку, операция без вашего подтверждения останется приостановленной.

Однако, как отмечают финансисты, после этого стоит самостоятельно перезвонить в банк, который вас обслуживает, и узнать, их ли сотрудник звонил и какова причина. Если банк посчитал какую-то операцию подозрительной и приостановил перевод средств, на что имеет по закону право, то заблокировать операцию он может на сутки. Если за это время клиент не опровергнет перевод, то блокировку снимут, а деньги со счета уйдут.

– Если вам позвонил представитель банка и у вас возникли сомнения на его счет, лучше не продолжать беседу, а повесить трубку и самостоятельно позвонить в свой банк, – также рассказали в «Альфа-банке». – Номер горячей линии вы сможете найти на оборотной стороне своей карты. Также о сомнительных звонках вы можете сообщить в чате в мобильном приложении.

Будет ли возврат?

Банк возвращает средства только в том случае, если в процессе проверки будет установлено, что клиент не нарушал условия использования банковских карт и ничего не сообщал мошенникам. Если вы сами способствовали хищению средств, то банк деньги не вернет.

По закону есть и еще одно условие, которое необходимо соблюдать, чтобы вернуть деньги (если, конечно, виноваты не вы!). Это сообщить о краже средств с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Не успеете – банк имеет право вам отказать. Если банк не уведомил о незаконной операции, то деньги он должен вернуть, даже если кража обнаружилась не сразу, а, например, через месяц.

Как отмечают в Банке России, в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял. Поскольку кража денег – это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.

И разумеется, вне зависимости от того, предоставили вы свои данные мошенникам или просто по карте произошли непонятные операции, необходимо заблокировать карту. Так же рекомендуют поступить, если вы ее потеряли.

Дарья Светланова

Фото из интернета

 

Важно, если произошло мошенничество:

немедленно позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту;

обратитесь в отделение банка, запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией, экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставить у себя;

обратитесь с заявлением о хищении в правоохранительные органы.

  • 006 (1628) 27.01.2021

Свежий номер

Свежий номер

032 (1654) 28.04.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru