День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Карточные мошенники

Весной 2020 года количество звонков от аферистов, которые якобы представляют финансовые организации, оказалось в три раза больше, чем за то же время прошлого года, подсчитали в департаменте информационной безопасности Банка России. Что нового придумали мошенники? И как не попасть к ним на удочку? Об этом в нашем материале.

Кто в «группе риска»

По результатам исследования Аналитического центра НАФИ, 82% россиян владеют хотя бы одной банковской картой. В 50% это карты для получения заработной платы, 32% – дебетовые, 27% – социальные и 20% – кредитные.

Причем треть владельцев карт в России (31%) сталкивались с мошенничеством. Это были попытки узнать конфиденциальные данные карты по телефону и просьбы предоставить данные для денежного перевода, например для ложной помощи знакомым или оформления несуществующего выигрыша. Также держатели карт получали сообщения или письма с вирусами или вредоносными ссылками, сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали.

Среди тех, кто подвергся атакам мошенников, 35% – это россияне в возрасте от 25 до 34 лет, а также 41% – люди, занимающие руководящие посты. Реже о попытках мошенничества сообщали люди старшего возраста. Хотя они и пользуются картами менее активно, считают аналитики.

Подавляющее большинство – 96% – держателей карт отметили, что в результате попыток мошенничества в отношении своих банковских карт не понесли финансовых потерь. Однако только 10% россиян, имеющих банковские карты, дали верные ответы на вопрос о том, какие данные карты можно сообщать сотруднику банка, а это номер карты, имя и фамилия держателя.

Правда, большинство россиян (63%) не готовы передавать никакие данные карт по телефону.А вот27% россиян находятся в «группе риска». Они могут стать жертвами мошенников, поскольку готовы сообщить сотруднику банка по телефону данные, которые сообщать нельзя. Это срок действия карты, трехзначный код безопасности с обратной стороны и код из СМС.

27% россиян находятся в «группе риска». Они могут стать жертвами мошенников, поскольку готовы сообщить сотруднику банка по телефону данные, которые сообщать нельзя. Это срок действия карты, трехзначный код безопасности с обратной стороны и код из СМС.

Новые способы «развода»

Между тем телефонные мошенники придумали новый способ убедить человека, что ему звонят «из банка». Сначала, позвонив, они сообщают, что злоумышленники пытаются взломать его онлайн-кабинет. А чтобы с карты не украли деньги, предлагают перевести их на «резервный счет». Кроме того, говорят, что для открытия счета необходимо «пройти верификацию» и назвать полные реквизиты карты, включая срок действия и трехзначный код с обратной стороны. Эта информация требуется для доступа аферистов к деньгам на счете.

Если человек отказывается говорить данные карты, мошенник с официального номера банка «посылает» сообщение о «дистанционном резервировании счета». Как он это делает? Чтобы банк отправил СМС, мошенник от имени пользователя оставляет онлайн-заявку на открытие счета для индивидуальных предпринимателей. В заявке он указывает номер телефона и ИНН человека, которого пытается обмануть. Из-за утечек персональных данных такую информацию аферисты легко получают.

Если человек под давлением «доказательств» выдаст персональные данные, то денег он лишится. Более того, банк не сможет ему помочь и вернуть финансы, так как клиент сам помог мошеннику себя обокрасть.

Почему звоним самостоятельно

Поэтому, как отмечают специалисты, первое правило – не сообщать никому свои конфиденциальные данные.

– Банковский служащий никогда не спросит срок действия карты, CVC-код, логин и пароль от мобильного банка, одноразовый пароль из СМС, не предложит перевести деньги на некий резервный счет, – предупреждает консультант по финансовой грамотности проекта вашифинансы.рф Наталья Шумакова.

Телефонные мошенники придумали новый способ убедить человека, что ему звонят «из банка»: с официального номера банка «посылают» сообщение о «дистанционном резервировании счета».

По ее словам, даже если вам позвонили с реального телефона банка, надо иметь в виду, что сейчас полно сайтов, предлагающих услугу подмены номера. И мошенники могут имитировать звонок с любого номера телефона.

Отсюда вытекает второе правило. Важно при разговоре с банковским служащим, даже если он настоящий, но просит вас что-то назвать, положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк. Причем надо вручную набрать номер, указанный на банковской карте. Когда специалист горячей линии вам ответит, объяснить ситуацию и уточнить, что происходит с вашим счетом.

На решение – двое суток

Таков же алгоритм действий, если звонок раздается не от банка, а из какой-то государственной организации. И не забудьте спросить имя, фамилию и отчество, а также должность звонящего вам. Скажите собеседнику, что сейчас самостоятельно перезвоните.

Часто мошенники, а они, как правило, хорошо разбираются в психологии человека, торопят, чтобы быстрее принимали решение. Говорят, что случится что-то непоправимое: вы потеряете деньги.

Но, как отмечают специалисты Центробанка России, если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. А этого времени более чем достаточно, чтобы либо подтвердить какую-то операцию банку, либо отменить ее. Хорошо все обдумайте и без спешки самостоятельно позвоните в банк. Если вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку, и операция пройдет!

С начала 2020 года специалисты Центробанка России обнаружили почти 120 тысяч фишинговых сайтов, банковские данные с которых передаются мошенникам.

Не оставляйте данные на сайтах

Кстати, именно из-за утечки данных банковских карт специалисты не рекомендуют сохранять их, например, на сайтах интернет-магазинов.

– Банковская карта представляет собой «кусок пластика», имеющий определенные реквизиты: это номер карты, в котором заложена информация о наименовании платежной системы, типе карты и так далее, имя и фамилия владельца, дата окончания действия карты – месяц и год, защитный чип, который представляет собой сложное устройство со своим процессором, памятью и множеством других элементов, которые взаимодействуют между собой. На оборотной стороне карты есть CVC/CVV2-код, состоящий из трех (иногда из четырех) цифр. Если эти данные по отдельности попадут к постороннему лицу, это не несет для вас никакой опасности. Однако если эта информация в совокупности, а особенно CVC/CVV2-код, попадет к третьему лицу, вы можете лишиться своих средств на карте, – предупреждает консультант по финансовой грамотности проекта «вашифинансы.рф» Игорь Григорьянц.

Утечки происходят и через фишинговые сайты, которых с начала 2020 года специалисты Центробанка России обнаружили почти 120 тысяч.

– Они маскировались под страницы платежных систем, банков, страховых компаний, онлайн-магазинов, – сообщил регулятор. – Создатели поддельных сайтов преследуют ту же цель, что и телефонные аферисты: выманить у пользователя конфиденциальные данные карты.

Если собираетесь вводить личные или платежные данные на сайте, проверьте, чтобы адрес в адресной строке начинался на https, то есть в конце обязательно стояла s. Также ни в коем случае нельзя вводить PIN-код карты.

Дарья Светланова

Фото из интернета

  • 062 (1572) 05.08.2020

Свежий номер

Свежий номер

032 (1654) 28.04.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru