Часто такое бывает: вы пришли в магазине на кассу, а карты, чтобы оплатить покупку, нет. Куда делась? Неизвестно. Или, наоборот, нашли чужую… Что делать в таких случаях? Объясняем.
Если ее украли
В случае исчезновения вашей собственной банковской карты ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Первый и самый опасный – когда карту украли или вы ее потеряли. Тогда ее немедленно нужно заблокировать. Сделать это можно несколькими способами. Во-первых, по телефону горячей линии банка, который выпустил карту. Во-вторых, через его приложение или личный кабинет на сайте. Также можно в офисе банка, если с собой имеется паспорт.
Кроме того, некоторые финансовые учреждения используют систему СМС-команд. Тогда на короткий номер банка можно будет отправить кодовое слово, например «блокировка». В ответ придет код, который надо снова направить на номер банка, чтобы подтвердить действие. Хотя лучше сначала заранее уточнить, предлагает ли ваш банк такую услугу и какие кодовые слова нужно использовать.
Даже после блокировки деньгами на счете, к которому была привязана украденная или утерянная карта, можно пользоваться. Но, чтобы снять наличные, нужно с паспортом прийти в офис банка. Кстати, сразу можно заказать и новую карту, если имеющимся счетом планируете пользоваться. К нему будет привязана и новая карта, поменяется только номер и ПИН-код.
Потерялась дома
Но что делать, если вы почти уверены, что карта найдется, она лежит где-то дома или завалилась в сумке, но все же боитесь, чтобы она не попала в руки аферистов? В таких ситуациях тоже имеется решение. Например, некоторые банки предлагают временную блокировку карты: если она найдется, ее можно будет разблокировать. Времени на перевыпуск карты тратить не придется.
Услуга временной блокировки также может быть доступна через мобильное приложение, онлайн-банк или по телефону горячей линии. Кроме того, в мобильном или онлайн-банке (там, где настройки карты) можно установить нулевой лимит по любым операциям, если опасаетесь, что кто-то раньше вас найдет карту и ею воспользуется. Если нулевой лимит подключен, никто не сможет ничего оплатить или перевести деньги на другой счет.
Однако подобные сервисы имеются не в каждом банке, поэтому необходимо уточнять. Если их нет, то придется каждый раз взвешивать риски и решать, стоит ли немедленно блокировать карту насовсем или все же подождать и поискать ее.
С нее исчезли деньги
Если все же оказалось, что карту вы не нашли, а мошенники добрались до нее раньше и украли деньги, то надо действовать быстро. Во-первых, сразу, как банк уведомил вас о подозрительной операции, необходимо заблокировать карту, чтобы не потерять оставшиеся деньги. Во-вторых, сообщите по горячей линии банка о краже денег и напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией.
Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали. Если вы соблюдали правила использования карты, в частности не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велик шанс вернуть украденные деньги.
Поскольку кража денег – это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников. Банк, в свою очередь, проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то о своем решении финансовая организация сообщит через 30 дней. Если операция была международной, то через 60 дней.
Нашли чужую
А теперь давайте предположим, что вы нашли утерянную кем-то карту. Как тут действовать? Пойдете в банкомат снимать с нее деньги или будете использовать для покупок? Но ведь уже понятно, что это уголовное преступление, предусмотренное статьей 159.3 «Мошенничество с использованием электронных средств платежа» Уголовного кодекса РФ!
Постараетесь найти владельца через соцсети? Но делать этого также не стоит, поскольку данные карты являются персональной информацией, а их публикация может способствовать мошенничеству. Жуликам, чтобы обмануть человека и украсть деньги, хватит даже тех цифр, что указаны на лицевой стороне карты. Тогда, как поступить?
Специалисты советуют: если вы нашли чужую банковскую карту, лучше всего позвонить в банк, который ее выпустил. Обычно его номер указан на обороте карты. Далее порядок действий у кредитных организаций может быть разным. Но чаще всего все заканчивается блокировкой карты, а вас могут попросить ее уничтожить – разломать или разрезать.
Если, например, человек потерял кошелек, в котором было сразу несколько банковских карт, то при звонке в кредитную организацию, можете сообщить, что готовы их передать непосредственно владельцу. Тогда сотрудник банка может попросить ваш телефон для связи. Хотя, как утверждают юристы, если вы нашли не одну карту, а кошелек или сумку, то речь может идти об их краже. А значит, находку лучше отнести в полицию.
Дарья Светланова
Фото из открытых источников
Кстати
Нельзя самостоятельно искать держателя карты еще и потому, что вместо благодарности можно получить обвинения. Если кто-то воспользовался находкой и снял с нее деньги, то вы рискуете оказаться среди подозреваемых. Также мошенники намеренно «теряют» карту, а нашедшему говорят, что денег на ней было больше, чем осталось. Требуют, угрожая полицией, вернуть якобы украденное, поэтому надо быть осторожнее.
Важно
Как защитить данные банковской карты?
- Не переходите по подозрительным ссылкам. Вы можете случайно загрузить вирус, который передаст все ваши финансовые данные мошенникам.
- Скачивайте приложения банков только из официальных магазинов (AppStore, RuStore или Google Play).
- Изучите все запрашиваемые разрешения банковского приложения после его загрузки. Убедитесь, что программа не получит доступ к вашим личным данным без вашего ведома.
- Избегайте использования общественных сетей Wi-Fi для финансовых операций онлайн.
- Напишите заявление в отделении сотового оператора о том, что замена сим-карты должна происходить только с вашего согласия. Иначе мошенники смогут перевыпустить вашу сим-карту и привязать к ней банковский аккаунт без вашего участия.