Родина великого летчика
Место для проведения фестиваля, разумеется, выбрано неслучайно. В рабочем поселке Василево (так эта территория называлась до 1937 года) родился будущий известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Он был самым младшим ребенком в семье. Его мать Ирина Ивановна Чкалова умерла в 1910 году, когда сыну было шесть лет.
Отец Павел Григорьевич Чкалов работал котельщиком Василевских казенных мастерских. В семь лет он отдал мальчика учиться в василевскую начальную школу. А после ее окончания, в 1916 году, по настоянию отца Валерий поступил в Череповецкое техническое училище. В настоящее время учебное заведение носит имя легендарного летчика.
Вернувшись из Череповца на родину, он поступил в Василевский затон подручным молотобойца. Работал кочегаром на землечерпательной машине «Волжская № 1» (сейчас «Волжская № 21»), потом на пассажирском пароходе «Баян» (сейчас «Михаил Калинин»). Только в 15 лет Валерий Чкалов впервые увидел самолет и загорелся мечтой об авиации.
Уволившись с парохода, он ушел служить в Красную армию, его направили собирать самолеты в 4-й Канавинский авиационный парк, расположенный в Нижнем Новгороде. В августе 1920 года Валерий добился, чтобы его зачислили курсантом Егорьевской теоретической школы летчиков. Дальнейшую учебу он продолжил в Борисоглебской летной школе. А после ее окончания как один из лучших учеников был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.
В звании летчика-истребителя начал служить в Ленинградской авиаэскадрилье. Считается, что, находясь именно там, Валерий Чкалов совершил свой дерзкий поступок, пролетел в Ленинграде под Троицким мостом. Якобы причиной такого поступка стал отказ выйти за него замуж любимой девушки, которая заявила: «Ты не герой».
Родительские пенаты
Свой родной город, как рассказали в доме-музее Валерия Чкалова, не забывал никогда. Будучи уже известным, он приезжал на свою малую родину, когда была возможность. В настоящее время в мемориальном музее Валерия Чкалова сохранилось много подлинных вещей. Только в экспозиции их больше 400.
Всего в доме-музее свыше восьми тысяч предметов, связанных с жизнью и деятельностью известного летчика-испытателя. Это и чемодан, с которым летчик постоянно уезжал из дома, и смокинг, в котором он был на приемах у высокопоставленных особ. В экспозиции можно увидеть детские санки, костюмы с двух перелетов – на остров Удд в Петропавловке-Камчатском и в США, перочинный ножик в виде самолета – подарок рабочих из города Павлова и многое другое.
Экспозиция музея Чкалова располагается в двух зданиях: в деревянном родительском доме и современном ангаре, где собраны самолеты, на которых летал советский летчик, а также его лодка и автомобиль. В доме родителей несколько комнат. Одна рассказывает о детских годах Валерия Павловича. В другом зале гостиная, где можно увидеть кровать, на которой он спал, а также посуду, из которой ел, когда приезжал к родителям.
В кабинете – рабочий стол, кресла, диван и бюст Валерия Чкалова. В отдельной комнате собраны вещи и документы, посвященные гибели известного летчика-испытателя, а он прожил всего 34 года. Там за стеклом хранится летная одежда, в которую Валерий Чкалов он был одет в день своей гибели – 15 декабря 1938 года. На рукаве куртки сохранились капли крови.
В павильоне-ангаре музея находятся крупногабаритные экспонаты – самолеты, связанные с летной и испытательной деятельностью В. П. Чкалова. Прежде всего это гигант АНТ-25, разметнувший алые крылья на всю длину ангара. На этом самолете чкаловский экипаж совершил два беспосадочных перелета: первый – по маршруту Москва – Дальний Восток и второй – через Северный полюс в Америку.
В начале 1930-х годов перед отечественной авиацией была поставлена цель – летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Самолет АНТ-25 создавался специально для достижения предельной дальности полета. Он назывался еще РД – «Рекорд дальности».
В ангаре экспонируется испытанный Валерием Чкаловым самолет-истребитель И-16. В 1930-е годы это был один из лучших в мире скоростных самолетов. Еще один испытанный им истребитель – И-17. В 1936 году на XV Всемирной авиационной выставке в Париже Чкалов показывал свое искусство высшего пилотажа.
В ангаре музея хранится также личный самолет Валерия Чкалова У-2. Его советское правительство подарило летчику после перелета на Дальний Восток. Валерий Павлович использовал его, когда стал депутатом, для поездок по делам и неоднократно прилетал на нем на родину в Чкаловск.
В 1960-е годы семья Чкаловых, а прямые наследники проживают в Москве, передала музею лимузин «паккард». Такие машины были куплены и подарены, всем троим участникам перелета Москва – Северный полюс – США. Лодка-глиссер стала подарком Валерию Чкалову от руководства Рыбинского судостроительного завода. В настоящее время она также стоит в ангаре.
Суда – на крылья
В Чкаловске вам покажут новый современный интерактивный музей скоростей. Он расположился в Доме культуры имени Валерия Чкалова. Это здание необычно: оно построено в виде трехмоторного самолета, так как по бокам центральной башни находятся крылья.
– Строительство Дома культуры началось в начале 1939 года в память о великом летчике-земляке. Валерий Чкалов очень хотел, чтобы в его родном поселке был хороший ДК, – сообщила экскурсовод.
В основу музея скоростей вошла экспозиция, которая знакомит с бытом патриархального села Василево – столицей бурлачества. Несколько залов посвящено создателю судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов Ростиславу Алексееву.
Его имя вписано в историю города неслучайно. Во-первых, Чкалов и Алексеев встречались, правда, всего один раз – в 1938 году. А во-вторых, недалеко от Чкаловска, на реке Троце, располагались испытательная база конструкторского бюро, где творил Ростислав Алексеев, и аэродром. Именно поэтому основной темой, по словам организаторов музея, а он открылся в 2010 году, стало развитие судостроения. В музее четко прослеживается развитие скорости на воде: от бурлачества к экранопланам.
– Современные ученые единодушны – главная заслуга Алексеева в том, что он сумел преодолеть барьер скорости на воде. Гениальный конструктор сначала поставил корабли на киль, а потом научил летать. Если обычные суда ходили со скоростью 20 км в час, то корабли Алексеева в несколько раз увеличили скорость – до 95 км в час, – сообщила экскурсовод.
В экспозиции можно увидеть суда различных лет и модификаций. Кроме того, в ней собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и личности конструктора.
– Увлечение судостроением началось с парусного спорта. Алексеев был яхтсменом, он привнес в этот вид спорта и некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году еще студентом, сейчас носит имя Ростислава Евгеньевича Алексеева. Символично, что единственная в жизни встреча Ростислава Алексеева с Валерием Чкаловым произошла на парусных гонках. В музее есть фотография этой встречи, – сообщили в музее.
В экспозиции можно увидеть горнолыжные ботинки гениального конструктора, а он увлекался горными лыжами, его шапку, очки и другие личные вещи, свидетельствующие о его любимых занятиях. Например, кроме горных лыж Ростислав Алексеев занимался подводным плаванием. Кроме того, сам управлял самолетами, судами, яхтами. У него было жесткое правило: за руль нового судна в первый раз садился он сам.
Конструктор был одним из немногих, кто умел управлять экранопланом. В своих разработках Алексеев дошел до создания экранопланов-ракетоносцев, транспортно-десантных и аварийно-спасательных экранопланов. На одной из экспозиций представлены их фотографии, макеты, на экране демонстрируется видеоряд.
Это желание всегда быть впереди, к сожалению, и погубило гениального человека. На испытаниях очередного экраноплана, 14 января 1980 года, конструктор получил серьезные травмы при спуске модели на воду. Две проведенные операции не помогли: 9 февраля того же года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, его похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Встретимся на фестивале!
В этом году фестиваль скоростей «Русские крылья» пройдет в Чкаловске уже пятый раз. Каждый год организаторы стараются обновить программу, добавить в нее что-то новое и интересное.
Так, для приезжающих групп создана интерактивная программа, где актеры расскажут неизвестные факты о гибели Валерия Чкалова. В музейном квартале можно будет поучаствовать в мастер-классах по робототехнике, побывать на выставке авиа-, судо-, авто-, ракетомоделирования, научиться управлять квадрокоптером. Для любителей экстремальных видов спорта предусмотрено бокинг-шоу, где используются специальные пружинящие ходули, огненно-пиротехническое шоу.
Кроме того, в этом году из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга прибудут два единственных в России скоростных пассажирских судна на подводных крыльях (СПК) нового поколения «Валдай», на которых можно будет покататься в дни фестиваля. Его участникам покажут и другие суда на подводных крыльях.
Традиционно посетители фестиваля увидят захватывающее авиашоу с показательными выступлениями современных летчиков-асов, выполняющих фигуры высшего пилотажа, прыжки парашютистов, выставку тюнингованных автомобилей. Пройдут показательные выступления судов на подводных крыльях. Кстати, узнать все о них в музее скоростей в дни фестиваля, 18–19 августа, можно будет бесплатно.
В режиме дня открытых дверей будет работать и мемориальный музей Чкалова. Для фестиваля около ангара организовали фотозону, где можно сфотографироваться на фоне надписи «Чкалов». В ангаре пройдут интерактивные программы, рассказывающие о первом беспосадочном перелете через Северный полюс.
Гипюра сказочный узор
Кого не очень интересует техника, могут побывать в Чкаловске на уникальном предприятии, где делают воздушную вышивку. Особый вид вышивки «по выдергу», выполненный по крупной сетке, сложился в Чкаловском районе в конце XIX века. Сейчас традиции сохраняются на фабрике «Гипюр».
В выставочном зале вам покажут одежду и постельное белье из льна, расскажут о том, как вышивают изделия. По словам мастериц, все изделия – это долгий ручной труд. А предприятие одно из немногих, кто сохраняет вековые традиции. Кстати, изделия фабрики успешно демонстрировались на многочисленных отечественных и международных промышленных выставках: в Брюсселе, Монреале, Осаке, Париже.
Подготовила Дарья Светланова
Фото автора