До середины мая в НГХМ / Искусство ХХ века работает художественная выставка «Красная книга». Экспозиция включает более 130 работ 54 авторов. Представлены живопись, графика, скульптура, инсталляции. Работы объединяет выразительное представление животного мира через призму искусства. Каждое произведение – это не только эстетический объект, но и, как утверждают организаторы, приглашение к диалогу о будущем нашей планеты.
Тише едешь – дальше будешь
Удивительные живые существа – тихоходки. Микроскопически мелкие, но невероятно живучие. Способны выдерживать высокие температуры, низкое давление, радиацию, отсутствие воздуха и обезвоживание. Они пережили все массовые вымирания – самым древним окаменелостям тихоходок около 530 миллионов лет! Их находили в высотных пиках гор, в глубоких океанских впадинах, в грязевых вулканах. В экстремальных условиях тела тихоходок становятся как стекло. Животные сворачиваются клубком и вводят себя в состояние, во время которого почти неуязвимы.
Микроскопическое животное вдохновило Полину Полнимер из Москвы на создание керамического панно «Тихие стражи».
– Хрупкие и нежные, эти существа проявляют невероятные чудеса к выживанию, становясь тем самым бессмертными источниками жизни как таковой, – объясняет художница.
Ближе к природе
Можно сколько угодно призывать беречь природу, но так и оставаться неуслышанным. По мнению участников выставочного проекта «Красная книга», все дело в том, что городские жители оторвались от первоначальной естественной среды обитания. А все, что нас мало касается, мало трогает и заботит. Другим путем пошли организаторы выставки: предложили художникам показать удивительный, прекрасный мир живой природы. Хрупкий, беззащитный, открывая который, можно получить множество эмоций.
Конкурс, объявленный НГХМ, получил живой отклик художников.
– Подготовка проекта шла около полутора лет. Было получено свыше 700 заявок и более 1000 произведений. Работы победителей стали основой экспозиции проекта. Здесь представлены картины авторов, которые становились участниками всероссийских и международных выставочных проектов и фестивалей, – сообщил директор НГХМ Роман Жукарин.
Архитектура пчелиных ульев
Первый раздел выставки посвящен микроорганизмам и зарождению мира. Зритель может заглянуть в окуляр микроскопа ученого, чтобы увидеть цианобактерии и диатомеи – тонкий слой живых садов микромира, где жизнь бьет ключом даже тогда, где ее существование кажется невозможным. Простейшие организмы – амебы и бактерии – воплощены в цветной керамике. Архитектура пчелиных ульев, представленная в этой главе, поражает своей сложностью, масштабом и хитроумностью, не уступающей творению рук человеческих. Главный вопрос, который поднимает эта часть экспозиции: какой след оставит появление новых технологий и материалов в хрупкой, до конца не познанной экосистеме бактерий и насекомых. Изменятся ли наши миры под влиянием друг друга?
Стрекозы размером с собаку
Этот же вопрос задает и нижегородка Кира Шилина в своем триптихе из постапокалиптического проекта про насекомых (2024). «Триста миллионов лет назад, в каменноугольную эпоху, насекомые достигали невероятных размеров: блохи вырастали до двух сантиметров, а стрекозы были размером с собаку. Не исключено, что через триста миллионов лет история повторится и наступит новый расцвет насекомых. Гигантские пчелы и ручейники смогут приспособить остатки синтетических полимеров для своих нужд, превращая их в строительные материалы и источники энергии». В своей работе Кира Шилина попробовала воспроизвести сложный процесс, где насекомые, приспосабливаясь к новой синтетической среде обитания, создают сложные узоры, подобные кружевам.
«Прячущиеся»
В разделе «Прячущиеся» представлены работы, где художники постарались передать свои чувства, когда им удавалось наблюдать в природе редких, исчезающих животных и птиц. Зимородок, снежный барс, журавль-красавка. Проект Карины Нуриевой из С.-Петербурга «Чувство» – инсталляция, состоящая из пяти прозрачных объектов, выполненных из монолитного поликарбоната. Каждый объект – это хрупкий силуэт журавля-красавки в натуральную величину, покрытый витражной росписью. Полупрозрачные журавли пропускают свет, создавая в пространстве игру света и тени.
«Ход сельди»
Пятый раздел проекта «Стеклянное море» посвящен тайнам океана. Здесь зритель сразу погружается в фантасмагорический водоворот. «Ход сельди» – масштабная инсталляция, посвященная Марку Шагалу. Плотный, переливающийся косяк рыб создает ощущение погружения в подводный мир, где перед нами предстают иные формы и смыслы: рыбы-аллегории души и духовности, рыбы-осколки воспоминаний, пойманные в сети-клетки, пластиковые пакеты-рыбы и рыбы – обитатели замкнутых аквариумных экосистем, похожие на человеческие жилые комплексы. «Стеклянное море» – это не просто символ, а напоминание о том, что у нас есть еще шанс сохранить хрупкую красоту океана для будущих поколений.
Елена Анисимова
Фото автора