О национальной идентичности
Почему финно-угорских регионов? Республика является одним из центров культуры финно-угорских народов. Марийцы – один из древнейших финно-угорских народов Среднего Поволжья, сегодня живут и в Тюменской (11 тыс. человек), и в Волгоградской (4,2 тыс.), и в Нижегородской (6,4 тыс.) и других областях России. Проживают они даже в Ямало-Ненецком автономном округе и Приморском крае. Но больше всего марийцев в Республиках Башкортостан (103,7 тыс. человек) и Татарстан (18,8 тыс.), а также Кировской (29,6 тыс.) и Свердловской (23,8 тыс.) областях.
О марийцах говорится еще в «Повести временных лет» – наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов, который относится к началу XII века. Только до революции 1917 года назывались они черемисами. Вот цитата: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах».
По данным исследователей, данная этническая группа сформировалась еще в период верхнего палеолита и мезолита. В это время существовала уральская языковая общность, объединяющая носителей самодийского и финно-угорского языков. В V–IV тысячелетиях до нашей эры от нее отпочковалась финно-угорская группа, которая в III тысячелетии до нашей эры стала заселять бассейн реки Камы. Во II тысячелетии до нашей эры они двинулись на запад. Часть из них осела вдоль берегов Волги, а другая пошла дальше.
К финно-угорским народам за пределами России относятся венгры, финны, эстонцы. В настоящее время они вместе с марийцами стараются сохранять свою национальную идентичность.
Шоруньжа – мировая столица
Чтобы сохранять и развивать национальные традиции финно-угорских народов, существует специальная программа и с 2014 года проводится международный конкурс на звание «Культурная столица финно-угорского мира».
– Созданная в 2013 году программа «Культурная столица финно-угорского мира» является флагманской инициативой МАФУН (Молодежная ассоциация финно-угорских народов. – Прим. ред.) и центра URALIC, целью которой является повышение узнаваемости финно-угорских и самодийских народов, а также уральских языков; укрепление коллективной финно-угорской идентичности и стимулирование устойчивого местного развития в разных уголках финно-угорского мира, – говорится на сайте некоммерческого объединения «Учреждение Фенно-Угриа», целью которого является укрепление связей между Эстонией и другими финно-угорскими и самодийскими (уральскими) странами, регионами и народами.
На сегодняшний день титул «Культурная столица финно-угорского мира» был присужден удмуртской деревне Быги (2014), эстонской деревне Обиница (2015), венгерской деревне Искасентдьерд и городу Веспрем (2016), карельской деревне Вокнаволок (2017). В 2020 году столицей станет село Мишкино из Башкортостана.
– Звание культурной столицы способствует подъему репутации носителя титула как в местном, так и в международном масштабе, в том числе и через культурный туризм, – считают в организации.
На 2019 год звание «Культурная столица финно-угорского мира» получило марийское село Шоруньжа, расположенное в Моркинском районе Республики Марий Эл. В селе стараются следовать народным традициям. В 2015 году там открылся музей «Старая усадьба», где расскажут, как жили предки, угостят выпечкой, которую готовят по секретным рецептам в старинной печи. Причем пища подается в эффектных тарелках, выполненных из дерева. Есть и старинная мельница, где до сих пор мелят зерно.
В настоящее время в селе активно развивается этнографический туризм: проводятся праздники, фестивали. Одним из самых ярких является Международный фестиваль-конкурс национальных свадебных обрядов. Он проходит здесь ежегодно уже больше 10 лет.
Групповые особенности
Именно здесь можно узнать как особенности национального костюма марийцев, проживающих в разных местностях, так и свадебного ритуала. Дело в том, что представители марийского народа сильно отличаются друг от друга в зависимости от места проживания.
Этнографы выделяют три группы марийцев – горные, луговые и восточные. Первые проживают как в западной части Марий Эл, так и в других регионах, например в Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области. Луговое наречие превалирует в Йошкар-Оле и еще ряде территорий. У восточных самая широкая география – они живут как в Марий Эл, так и за пределами региона.
Причем, как сообщили жители Марий Эл, горные марийцы могут даже не понимать, о чем говорят луговые марийцы, настолько различаются их языки. Сейчас хождение в Марий Эл имеют два языка – марийский и русский, последний знают все жители республики.
Национальный костюм в каждой местности также свой, он показывает, где проживает тот или иной человек, откуда он пришел, кто его родственники. Соответственно в разных районах свои цвета и орнамент.
– Мы считаемся северо-восточными марийцами, – сообщил заведующий Дома фольклора Сернурского района Республики Марий Эл Эрик Бусыгин. – К нам относятся еще четыре района: у нас свое «лицо», своя культура. В Моркинском районе Марий Эл уже свой узор. У нас сдержанный и мелковатый, у них – более крупный и побогаче. Очень сильно отличается одежда горных марийцев.
Любая старинная вышивка, по словам специалиста, является еще и оберегом для владельца костюма. Соответственно на женском платье должен быть один рисунок, а на мужской рубашке другой. И путать их нельзя.
Пригубила вино – согласна
В каждой местности – свои свадебные традиции. Например, в Моркинском районе Марий Эл, рассказал директор централизованной клубной системы района Владимир Дмитриев, девушка давала согласие на брак, выпив рюмку вина или самогона.
– Если она не выпьет горячительный напиток или хотя бы не пригубит, то свадьба не состоится, – объяснил специалист.
После того как невеста согласилась, сразу справляли свадьбу и приглашали на нее всю деревню. В свадебный «поезд» могли войти только замужние женщины, девушек не брали. А для охраны невесты в свадебном «поезде» приглашали крепких молодых парней, а в руки им давали розги.
– Были случаи, когда невесту похищали прямо со свадьбы, – отметил Владимир Дмитриев. – Такое случалось даже в советское время, поэтому прибегали к подобным мерам предосторожности.
Если оказывалось, что встретились сразу два свадебных поезда, их участники должны были обменяться угощением. Если оно не предложено, это повод для драки. И, конечно, как во многих традиционных культурах, вопрос о женитьбе сына, как и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Без их согласия молодые люди в брак не вступали.
– Сейчас многое изменилось, – сообщил организатор фестиваля национальных свадебных обрядов. – Молодые люди сами выбирают себе пару. Но другие свадебные традиции стараются сохранять.
Моления в священных рощах
Кстати, у марийцев еще живо язычество. Молятся они в священных рощах, которых в республике в настоящее время около 400. Поклоняются покровителям рода, Солнцу, Луне, Грозе и Молнии, Ветру, духам Земли и Воды.
Моления происходят несколько раз в год. Нам, журналистам, показали ритуал благодарения богов после весенних полевых работ. По словам главы Централизованной религиозной организации марийской традиционной религии Республики Марий Эл Василия Смирнова, жрецы просили урожайного года и финансового благоденствия, чтобы количество домашнего скота, пчел и меда прибавлялось.
Моление проходило под большим деревом, около которого поставили блюда с кашей, блинами, вареные яйца и многое другое. А перед символом Природы зажгли свечу. После того как ритуал закончился, его участникам предложили съесть угощения, а дар богу – блины и кашу – бросили в костер и сожгли. Марийцы верят, что так эта жертва должна дойти до Всевышнего.
Языческий ритуал не считается противопоставлением другим религиям. Как отметил глава религиозной организации, язычество – это основа, которая дала развитие и христианству, и буддизму, и мусульманству.
– Это как в одной семье несколько детей. Давайте чаще возвращаться к природе! В этом главная суть язычества, – считает Василий Смирнов.
Он пригласил на моления всех желающих. Главное, чтобы было желание, а вероисповедание не важно.
Красный город
С точки зрения национальной идентичности и надо смотреть на все имеющиеся достопримечательности. Так считают в республике. А их, достопримечательностей, несмотря на то что территория небольшая, немало. В том числе вЙошкар-Оле, столице республики.
Этот городещеназываюткрасным, потому что там много зданий из красного кирпича: республиканский театр кукол, кремль,комплекс «12 апостолов». Последний назвали так потому, что из часов на башне под музыкальное сопровождение выходят 12 апостолов во главе с Иисусом Христом, проходят по балкону и скрываются в соседней башне.
К Национальной художественной галерее туристы приходят смотреть на башню с курантами. Во время их боя по балкончику движется ослик с образом Матери Божией, символизируя приход христианства на землю Марий Эл. Гордятся йошкаролинцы и своей набережной. Она протянулась вдоль реки Малая Кокшага. Многие дома там построены в готическом стиле и заставляют тебя почувствовать, будто находишься в Европе – в Бельгии или Голландии.
Йошкар-Ола – город небольшой, население – около 280 тысяч человек. К тому же он компактный, поэтому, как отмечают жители, все достопримечательности можно за один день обойти.
А доехать до Йошкар-Олы от Нижнего можно за 6–7 часов. Нижегородская область граничит с Республикой Марий Эл на востоке. Для неорганизованных туристов туда из Нижнего два раза в день, утром и днем, ездят автобусы. Однако, чтобы не привязываться к их расписанию, можно уехать «на перекладных»: сначала до Чебоксар, оттуда в Йошкар-Олу. Автобусы ходят с периодичностью 30–40 минут.
Дарья Светланова
Фото автора