Выставка фолежных икон советского времени проходила недавно в музее-заповеднике «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде. Экспозиция – часть большого российского выставочного проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие». О том, что такое фолежные иконы, какую ценность они имеют и почему к ним сегодня такой интерес, рассказал куратор выставки Дмитрий Доронин.
Пласт культуры и истории
Дмитрий Юрьевич – коренной нижегородец, фольклорист, этнограф, историк и большой энтузиаст своего дела. Старший научный сотрудник учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, кандидат исторических наук. 15 лет работает в Москве, но и родной регион не забывает. Например, часть икон для выставки были собраны им и его группой на юге Нижегородской области, в Ардатовском районе.
– Фолежные иконы – это целый пласт нашей культуры и истории, – говорит Дмитрий Антонов. – Тем обиднее, что эти иконы периода СССР уничтожаются. Этот процесс начался еще в 1980-е и продолжается до сих пор. Люди покупают новые иконы, а советские им кажутся неценными. Мы собираем эти иконы, которые подлежат уничтожению, изучаем, проводим выставки, чтобы рассказать людям об этом явлении – народная фолежная икона-киотка.
Продукт времен дефицита
Почему фолежная? Потому что сделана кустарным способом и украшена фольгой.
– Сидели непрофессиональные мастера каждый в своей избе в деревне или селе, реже – в городе, и делали вручную такие иконы, – рассказывает Дмитрий Доронин. – Брали фотографию, сделанную с рукописного образа, раскрашивали красками, а оклады делали из фольги и цветной бумаги. Фольга собиралась всей деревней, ее выносили «несуны» с молокозаводов или еще как-то ее добывали. Такой феномен – к созданию иконы были причастны не монахи, а простые советские граждане: фотографы, продавцы чая, деревенские старушки, которые пили чай с шоколадкой.
В результате этого коллективного действа получалось произведение аляповатое, немного наивное и в чем-то детское, но других образов тогда простому человеку было не купить. Во времена СССР промышленное производство икон практически прекратилось. С развитием фотодела в 1960-е и возникло фолежное изготовление святынь.
Специалисты говорят, что фолежные иконы стали символом кризиса русской иконописи XX столетия. Но именно они и свидетели того, как веру спасали в деревнях и селах.
– Вы могли видеть их у своих бабушек в деревнях. Такие иконы и сейчас еще можно найти в деревнях и селах, но люди там покупают новые иконы, а фолежные времена СССР им кажутся неценными. Мы собираем эти иконы, спасаем их от уничтожения, уже 15 регионов объехали. И везде свои локальные традиции создания советских икон: разный орнамент, чуть отличный декор. Это же самое настоящее народное творчество! – рассказал Дмитрий Доронин.
Волна на окладные иконы
Долгое время эти иконы не интересовали историков церкви, искусствоведов или антикваров. Но сейчас интерес к ним возрождается, и вот почему.
– Эти иконы – продолжатели средневекового иконного мастерства, когда большое значение придавалось окладам, их делали серебряными, золотыми, с каменьями, привесами, дарами. Эти иконы воспринимались в комплексе – важен был и лик, и это пышное обрамление. Мы же в нашей стране привыкли, что икона должна быть на доске, как «Троица» Андрея Рублева, – никакого пышного оклада или киота, лаконичность и минимализм. Но так было не всегда. В самом начале СССР все пышные оклады сдавались на переплавку, большевикам нужны были деньги. То есть храмовые иконы были разрушены, от них остались только лики на дереве. А вот деревенские, домашние иконы сохранили средневековый облик, хоть и были сделаны из более дешевых материалов.
Сейчас в пяти регионах России проходит выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Реализует его команда специалистов Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ и научно-издательского центра «Индрик» при участии местных волонтеров, музейных и просветительских площадок. Выставки фолежных икон уже прошли в Ярославской и Нижегородской областях. Следующими локациями станут Тверская, Воронежская и Вологодская области.
Отнесите в часовню или на родник
Дмитрий Доронин призывает относиться к фолежным иконам с вниманием. И если они не нужны, не уничтожать их.
– Эти иконы тоже намоленные, перед ними молились ваши бабушки и прабабушки, – говорит Дмитрий Доронин. – Кроме того, в таком виде иконы уже никто и никогда делать не будет, еще и поэтому их не надо выбрасывать или сжигать. Отнесите их в ближайшую церковь, часовню или на родник, святой источник, если он есть рядом. Или напишите мне в соцсети «ВКонтакте», сфотографируйте вашу икону, и мы ее с удовольствием заберем.
Елена Крюкова
Фото Алексея Манянина и автора