Стать глазами для зрителей с проблемами по зрению
Прежде всего поясним, что такое тифлокомментирование. Это лаконичное описание предметов, действий или явлений, которое очень помогает незрячим. И благодаря работе тифлокомментаторов люди с проблемным зрением могут знакомиться с различными произведениями искусства, смотреть фильм или спектакль и даже балет! Самый простой пример, с которым сталкивался каждый из нас, это радиотрансляции футбольного или хоккейного матча. По сути, это и есть тифлокомментарий. Только когда речь идет о спектакле и комментариях о нем для незрячих, то все намного сложнее. Комментарии могут быть подготовленными, например голос записан заранее или у комментатора есть текст, сценарий, заготовленный план. Или так называемые горячие комментарии – это когда работа комментатора напоминает синхронный перевод.
Вообще работа эта чрезвычайно кропотливая, ответственная и в то же время творческая. И, конечно, комментатор должен быть всегда готов к импровизации, к каким-то непредвиденным ситуациям и внезапным изменениям. Это особенно касается театра и спектаклей. Ведь ни для кого не секрет, что актеры импровизируют на сцене, что-то меняют по ходу представления, каждый спектакль вроде один тот же и в то же время всегда разный! Театр – это же живое и порой непредсказуемое дело! Незрячие зрители спектакль слышат, но что происходят на сцене, не знают: какие декорации, во что одеты персонажи, кто принимает участие в той или иной сцене (часто актеры появляются на сцене, но, например, долго молчат и не подают реплик), световые решения, действия и так далее. Масса всевозможных нюансов, о которых тифлокомментатор должен рассказать и осветить для зрителя. Получается, что незрячие зрители смотрят спектакль глазами комментатора!
Детский театр «Вера» и оперный с восторгом отнеслись к необычному предложению
Многие хорошие проекты начинаются с желания и инициативы одного конкретного человека. В нашей истории – это нижегородка Вера Трубникова, которая отучилась в институте «Реакомп» – Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского общества слепых. Вера получила профессию тифлокомментатора и решила применить полученные знания и умения в родном городе.
– Дело это новое для Нижнего Новгорода, многие театральные деятели ничего и не знали о такой профессии и помощи незрячим зрителям (а между прочим, в Европе и Америке такая работа проводится с 1970-х годов), – рассказывает Трубникова. – Я просто пошла по нижегородским театрам, так сказать, просвещая наших служителей Мельпомены. Некоторые искренне удивлялись, мол, кому это нужно и неужели незрячие зрители тоже ходят в театр!
Высказывалось много сомнений, вопросов, скепсиса. Но два театра – оперы и балета и детский театр «Вера» – к предложению Трубниковой отнеслись с восторгом и пониманием, приняли с распростертыми объятиями.
– Мы обрадовались такому предложению и восхитились этой идеей, – признается художественный руководитель детского театра «Вера» Вера Александровна Горшкова. – Театр должен быть доступен и понятен всем! И это независимо от того, плохо ты видишь или слышишь. Ведь таких эмоций, как в театре, больше нигде не испытаешь!
И началась долгая и кропотливая работа.
– В работу взяли несколько спектаклей: в «Вере» – «Алые паруса» и «Зимняя сказка», а в оперном театре – «Князь Игорь» и «Бахчисарайский фонтан», – продолжает рассказ Трубникова. – Смотрела спектакли сама, изучала их видеозаписи, читала сценарии и либретто.
Если обычные зрители зачастую приходят прямо к спектаклю, то с незрячими Вера начинает работать за десять-пятнадцать минут до начала представления. Перед спектаклем зрителям раздают специальные аппараты, похожие на аудиогиды, и тифлокомментатор начинает рассказ, готовя пришедших к предстоящему действу и описывая то, что их ждет. И в антракте зрителям также даются необходимые пояснения и комментарии.
– И по ходу действия я тоже много рассказываю о происходящем на сцене. Но тут много нюансов: нельзя перебивать говорящих на сцене актеров, нужно суметь вклиниться в паузы и рассказать о самом важном, – делится подробностями своей работы Вера. – Наша задача – помочь понять спектакль.
Объемное восприятие и экскурсии по сцене
– На первом спектакле, на который пришли слабовидящие и незрячие ребята, мы очень волновались, будто премьеру играли, – рассказывает актриса театра «Вера» Анастасия Дудоладова. – Кроме вполне понятных переживаний, поймут ли эти зрители суть спектакля, были и волнения чисто технические: не будут ли фонить микрофоны из-за подключенных аппаратов, где будет удобнее сидеть им – в первом ряду, в последнем или посередине. Не будут ли обычные зрители слышать комментатора, а это может помешать восприятию спектакля. Но все сомнения оказались напрасными – все прошло замечательно!
А еще в детском театре решили проводить перед спектаклем небольшие экскурсии по сцене, чтобы ребята сами пощупали декорации своими руками, потрогали реквизит.
– Вот такое объемное восприятие для них тоже очень важно, – объясняет Анастасия. – И они трогали головные уборы, бутафорское оружие. А в «Алых парусах» мы выносили им макет корабля, чтобы наши особенные зрители поняли, как он устроен.
В театре понимают, как важно дать возможность людям с ограничениями по зрению выходить, что называется, в люди, обеспечить доступ культурной жизни.
– Для меня все это очень близко, потому что моя мама Лилия Владимировна тоже была с ограничениями, правда, по слуху. Но как она любила посещать театр, для нее это был настоящий праздник! – говорит актриса детского театра «Вера» Наталья Петенева-Червякова. – И она все прекрасно понимала, даже делала мне замечания, если вдруг видела какие-то, с ее точки зрения, недостатки и шероховатости. Очень эмоционально реагировала, смотрела каждый спектакль внимательно, сосредоточенно и с большим интересом!
А мама одного из зрителей, Марина Валерьевна так высказалась о новом формате спектаклей для слабовидящих:
– Вы делаете очень нужное и важное, благородное дело! Мы потом с моим сыном два дня обсуждали увиденный спектакль, спасибо вам большое! К сожалению, далеко не все еще в Нижнем и в Нижегородской области знают о такой прекрасной возможности сходить в театр тем, у кого проблемы со зрением. И это здорово, что в нашем городе театр становится доступным для всех!
Ну а в «Вере» вместе с Верой Трубниковой вовсю идет работа по созданию тифлокомментирования спектакля «Домик для царя зверей» для детей 8–9 лет. Так что спешите видеть!
Александр Алешин
Фото автора