Реставрационные работы идут не только в мастерских Нижнего Новгорода, но и Москвы
Активная фаза реставрационных работ идет в здании Литературного музея-филиала МБУК «Государственный музей А. М. Горького» на ул. Минина, 26. Глава города Юрий Шалабаев сегодня проинспектировал ход работ.
Юрий Шалабаев осмотрел работу реставрационных мастерских, расположенных в цокольном этаже здания, а также проверил ход работ в Белом, Бархатном, Каминном зале, будуаре и др.
Как отметил глава города, подрядчик выдерживает график производства. «Аварийно-восстановительные работы выполнены уже на 100%, лепнина сделана на 90%, стены восстановлены почти на 80%, также практически завершены большая часть подготовительных работ к чистовой отделке. Работа проведена сложная, можно сказать, ювелирная»,— отметил Юрий Шалабаев.
По словам специалиста по обследованиям и реставрационным технологиям ООО ПРК «Гемера» Дмитрия Львова, в здании была проделана очень колоссальная работа, масштаб которых трудно оценить. «Здание Литературного музея нас все время удивляет своими конструктивными и художественными особенностями. Нами была проведена колоссальнейшая работа по конструктиву деревянного здания. Оно стоит на каменном подклете, а сама конструкция бревенчатая, вместе с бревенчатой кровлей и с вентилируемым цементным фасадом. Для конца XIX века — это редкое явление. Нам нужно было, не развалив монолитный фасад, восстановить прогоревшие части стен и крышу. Мы это сделали, сохранив конструктив здания: балки, перекрытия, накаты, бревна. Для этого мы адаптировали старое дерево со старым «новым» деревом, которое мы находили в разных местах, где только можно»,— пояснил Дмитрий Львов.
Также он рассказал, что еще одним вызовом для реставраторов стала лепнина в наиболее пострадавшем от пожара Белом зале. «Зал был в плачевном состоянии. Гипсовая лепнина при пожаре очень пострадала. Фактически там пришлось пазлы собирать из кусочков, снимать где-то, где-то закреплять. Это была огромная работа. Сейчас уже ничто не говорит, как было «до», но мы видим прекрасный результат»,— поделился Дмитрий Львов.
Кроме того, специалист рассказал, что был потрясен дверьми, которые установлены в здании. «Двери здесь двусторонние, каждая сторона сделана для того помещения, в котором установлена. И для каждой стороны применены свои материалы»,— добавил Львов, пояснив, что как только закончатся работы по подготовке стен, потолков, полов, реставраторы приступят к завершающей фазе отделочных работ, например, золочению и серебрению лепнины на потолках.
Как заявил глава города, реставрационные работы идут не только в мастерских Нижнего Новгорода, но и Москвы. Тканевые интерьеры буквально по крупицам собирают в центре Грабаря. «Когда реставраторы закончат восстановление, тканевые элементы привезут и установят в Бархатном зале музея. Отмечу, что реставраторы сейчас восстанавливают не только то, что было утеряно во время пожара, но и то, что не смогли сохранить в советское время. Например, в будуаре восстановлена по документам и фотографиям лепнина на стенах. С наступлением устойчивых плюсовых температур продолжится работа на фасадах, будет восстановлен внутренний двор и терраса, на них у музейных работников свои планы»,— отметил Юрий Шалабаев.
По словам заведующей Литературным музеем Елены Агафоновой, сотрудники музея с трепетом, волнением и вниманием смотрят за реставрацией. «Мы работаем вместе с реставраторами, предоставляем им материалы, исторические фотографии, которые хранятся в фондах нашего музея. То есть мы тоже вместе с ними работаем над историей этого дома, который очень-очень любим, в котором музей прожил и проработал более 90 лет»,— отметила Агафонова, добавив, что уже думают над расширением экспозиции музея. «У нас появилось очень современное фондохранилище, поэтому все помещения, где раньше размещались фонды, мы откроем для посетителей. В цокольном этаже будет организована литературная гостиная, из которой можно будет выйти в сад. Будет организована экспозиция и в сейфовой комнате, где ранее хранились ценные экспонаты музея. Есть еще интересные подвальные помещения, мы с посетителями туда тоже планируем спускаться. Кроме того, задействуем и часть музейного двора, расположенного на территории бывшего Бурмистровского сада. Сейчас думаем над интерактивными экспозициями»,— подытожила Елена Агафонова.
Ранее сообщалось, что глава города Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев вместе с музейными работниками открыл культурно-просветительский отдел Литературного музея А. М. Горького «ГорькийЦентр» с функцией фондохранилища. Он стал четвертым филиалом Государственного музея А.М. Горького и разместился по адресу ул. 40 лет Победы, д.4. Это первое в муниципальных музеях Нижнего Новгорода фондохранилище такого уровня.
Справка.
Государственный музей А. М. Горького — первый в стране музей писателя, открытый в Нижнем Новгороде 20 мая 1928 г. Его история началась с Литературного музея (сейчас Литературный музей — филиал Государственного ордена Почёта музея А. М. Горького). Его первая экспозиция открылась для посетителей в трех комнатах Губернской библиотеки В. И. Ленина на Варварской улице и имела всего два отдела: «Творчество писателе-нижегородцев» и «Жизнь и творчество Горького. В 1934 году музей переехал в бывший купеческий особняк В. М. Бурмистровой, где находится в настоящее время.
Здание музея – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ регионального значения.
Особняк является образцом жилой купеческой постройки второй половины XIX века, выполненной в характерном для архитектуры того времени стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма; сохранивший частично свой внешний облик и уникальные интерьеры. Здание деревянное, одноэтажное с цокольным этажом.