В проект вовлечено свыше 80 государственных медицинских организаций региона
Почти 1200 студентов Приволжского исследовательского медицинского университета, 800 из которых – нижегородцы, присоединились к проекту «Медицинское наставничество». Инициатива позволяет обучающимся посещать специально разработанные практико-ориентированные занятия на клинических базах. За каждым студентом закреплен опытный врач-наставник, которой помогает будущему специалисту адаптироваться к реальным условиям предстоящей работы, рассказали в университете.
«Медицинское наставничество» стартовало в октябре 2022 года по инициативе Приволжского исследовательского медицинского университета. Министерство здравоохранения Нижегородской области поддержало проект и вовлекло в него свыше 80 государственных медицинских организаций региона. В проекте также участвуют учреждения Роспотребнадзора Нижегородской области и более 35 медорганизаций Владимирской области.
Как рассказали в Приволжском исследовательском медицинском университете, в проекте может участвовать любой студент ПИМУ, который учится по целевому направлению, начиная с первого курса. За обучающимся закрепляется наставник именно из той медицинской организации, куда и будет принят на работу молодой врач.
Образовательная программа медицинского вуза предполагает взаимодействие студента с пациентами не раньше четвертого курса: из-за этого некоторые обучающиеся могут разочароваться в выборе профессии еще до реального знакомства с ней. Реализация проекта «Медицинское наставничество» позволяет уменьшить разрыв между ожиданием студента и реальностью медицинской практики – выпускник вуза приходит на работу в уже хорошо знакомый коллектив, минуя проблемы адаптации.
«Я понимаю молодого человека, который пришел в медицинский вуз, надел белые шапочку и халат и с вопросом «Где мой скальпель?» готов лечить пациентов. А вместо этого его сажают за парту, предлагают учить теорию – много и тяжело. У студента возникает диссонанс, непонимание, что он врач, а не биолог, например. Наставничество – это как раз про то, чтобы показать юному студенту, что такое медицина и пациент. Вместе с опытным клиницистом будущий врач сможет посмотреть, например, почему возник кашель – оценить рентгенограммы легких и другие симптомы. И тогда студент понимает, почему так важно изучать и физиологию, и анатомию. Когда он станет врачом, у него не будет страха, что пациент не будет болеть «по учебнику», зато будет настоящий опыт и работы, и общения с пациентом», – поделился ректор ПИМУ Николай Карякин.
По словам министра здравоохранения Нижегородской области Галины Михайловой, встречи студентов с наставниками проводятся раз в месяц. К работе с молодежью привлечены компетентные сотрудники, имеющие значительный опыт работы в своей специальности и пользующиеся большим авторитетом у коллег. «Проект позволяет нам привлечь как можно больше молодых специалистов именно в государственную медицину. Студенты с радостью приходят на работу в учреждения, где они уже знакомы с коллективом и с имеющимися материально-техническими условиями, туда, где их поддерживают, где им помогают. Такая работа очень важна для устранения нехватки врачебных кадров в государственном секторе здравоохранения. Это один из важнейших вызовов, который ставит перед нами новый национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», – подчеркнула Галина Михайлова.
Одной из клинических баз, где реализуется проект, стала городская поликлиника № 50 Нижнего Новгорода. В настоящее время на обучении у заведующей терапевтическим отделением Любови Буйских находятся три студента 1–2 курсов факультета «Лечебное дело» ПИМУ. По словам главного врача поликлиники № 50 Марины Доютовой, обучение на клинических базах уже с первого курса существенно влияет на социальную зрелость будущих врачей. «Опытные наставники обучают начинающих медиков, в том числе эффективным способам взаимодействия с пациентами. Если закреплять эти навыки с первого курса, то после выпуска у молодых врачей будет меньше трудностей коммуникативного характера в начале работы», – пояснила она.