День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Новинки Технического музея

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/novinki-tekhnicheskogo-muzeya#sigProGalleriaa8141bca5b
joomlamodniyportal.ru

В этом году в Нижегородском техническом музее, что находится на Большой Покровской, произошли два замечательных события. Во-первых, площадь самого музея увеличилась почти в два раза! А это значит, что нашлось место для новых экспонатов! Их в музее появилось более двадцати. И о некоторых из них, наиболее уникальных и раритетных, мы сегодня расскажем.

Керженский ботник: рыболовное судно наших предков

Одна из новинок экспозиции – керженский ботник – занимает почти половину одного из залов музея. Длина его около пяти метров, а сделан он из осины. Ботник – это русская лодка с одинаковой формой носа и кормы. Применялась для ловли рыбы, поэтому и получила лодка такого типа это название. Ведь «ботать» у наших предков означало «загонять рыбу в сети». Делали ботники из ствола одного дерева. Процесс этот сложный и кропотливый. Зимой, когда не было движения сока по древесине, выбирали соответствующего диаметра дерево, его пилили, разрезали вдоль, выдалбливали сердцевину, замачивали. И только весной ботник был готов.

– Этому экземпляру более ста лет, – рассказал основатель и директор Технического музея Вячеслав Хуртин. – Нашли мы его в одной из деревень керженского края. И что уж самое невероятное – в отличном состоянии! А все потому, что его хозяин, живший сто лет назад, был очень запасливым и рачительным. Он приобрел четыре таких ботника. Три со временем износились, а один остался. И теперь мы можем им любоваться и изучать историю рыболовства наших земляков.

Тарантас: единственный в Нижегородском крае

Следующая новинка – тарантас середины XIX века. Сделан был он у нас в Нижегородской губернии, но каким-то образом (история об этом умалчивает) оказался у наших соседей, в городе Кирове. Оттуда его вернул обратно на родину в Нижний наш собиратель.

– Такой тарантас – единственный у нас в Нижегородской области. Да и нигде больше в других городах и областях я подобных не встречал, – признается Вячеслав Викторович. – Для своего времени это дорогой вид транспорта. И на таких тарантасах сто – сто пятьдесят лет назад ездили не крестьяне, а зажиточные купцы и дворяне.

Тут и удобная плетеная корзина для сиденья, и продольные прутья, называемые дрожины, их функция – комфорт и безопасность езды. Имеется и довольно большое место для багажа и скарба. Поэтому на таких тарантасах наши зажиточные соотечественники любили ездить, например, на ярмарку за покупками. И сами с комфортом размещались, и свои сундуки и ящики отлично пристраивали.

– Еще одна уникальность этого тарантаса – то, что колеса у него дубовые, – продолжает рассказ Вячеслав Хуртин. – А изготавливать из него колеса намного сложнее, чем, например, из ели. Дуб – он, с одной стороны, твердый, а с другой – хрупкий. И сначала его нужно распарить, потом загнуть, и только после этого получится колесо. Но главное, чтобы оно не треснуло. А еще, как ни ищите, вы не найдете стыка кузнечной сварки, всё – одно целое! Это делали золотые руки. И то, что мы видим воочию такое потрясающее изделие, вызывает уважение и восхищение трудом наших нижегородских мастеров!

Сани-кошевка: практически в идеальном состоянии

А из Перевозского района в музей на днях привезли еще один раритет – сани-кошевку. Это зимнее средство передвижения, вмещающее, как правило, двух пассажиров. Задняя часть сделана для поддержки спины, чтобы удобно было ехать и ни о чем не думать. В отличие от саней-розвальней (в которых и мест-то для сиденья не было, это больше грузовые сани для перевозки чего-то громоздкого и тяжелого, например бревен) сани-кошевки очень легкие и изящные. И лошадям было легко возить такие саночки. Но вернемся к нашим саням из Перевоза. Их, конечно, реставрировали. Но в принципе они тоже были в довольно хорошем состоянии, несмотря на более чем столетний возраст.

– В чем проблема сохранности таких экспонатов? – делится своим опытом Хуртин. – Если сани, например, хранятся на улице, под дождем, снегом и солнечными лучами, то все детали быстро приходят в негодность. А с другой стороны, под такие объемные вещи, будь то сани, тарантасы или ботники, нужно огромное помещение с крышей. И редко у какого хозяина имеются такие условия. Этим саням повезло, они достаточно компактные, лежали в сарае в уголке под навесом. Поэтому в идеальном состоянии!

Трактор «Форд-путиловец»: легенда отечественного автопрома

Почти на каждом экспонате прикреплена табличка с просьбой не садиться на него. А вот на трактор «Фордзон-путиловец» усесться можно, такой он мощный и крепкий. Вот сидя на тракторе, Вячеслав и рассказывал о новом приобретении:

– Такие трактора выпускались в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» по лицензии всем известной компании «Форд». Выпускались они восемь лет, с 1924 по 1932 год. Было выпущено более сорока тысяч таких тракторов.

Трактор мог работать с плугами и простейшими навесными сельхозорудиями. Кстати, именно у нас, в Нижнем Новгороде, на сельскохозяйственной выставке были устроены показательные соревнования между ленинградским «Фордом-путиловцем» и его американским аналогом. Победила дружба!

Посетители с восторгом смотрят на этот трактор и обязательно говорят:

– Да мы точно такой видели в старых советских фильмах о деревенской жизни и колхозах, например в «Трактористах», «Кубанских казаках» и «Дело было в Пенькове».

Справедливости ради нужно отметить, что такие трактора имеются в музеях Эстонии, Татарстана, Кирова, Сочи. Но в Нижегородском техническом музее он в самом лучшем виде и состоянии!

Экипаж-двуколка: быстрый и бесшумный

И наконец, еще одна новинка – экипаж-двуколка. У двуколки два колеса, отсюда и такое название. Безусловным преимуществом такого транспорта были легкая маневренность и передвижение с большой скоростью.

– Их еще называли пролетками, потому что они по мостовой как бы пролетали – легко и быстро. Да и лошадь такую пушинку практически не чувствовала, – просвещает нас Хуртин. – А у нашей двуколки, заметьте, колеса с резиновыми лентами, которые позволяют комфортно и, главное, бесшумно передвигаться по городским улицам. Но от этого были и проблемы: таких двуколок горожане побаивались, ведь слышался только цокот копыт. Представляете, вы идете по улице, и вдруг из-за угла выворачивается такой экипаж. Бывало, людей задевало, они не успевали отойти. С другой стороны, эти же двуколки полюбились жителям домов, окна которых выходили на проезжую дорогу. Их не слышно, никакого привычного грохота – спокой дорогой!

Остается добавить, что такие экипажи-двуколки редко в каком музее встретишь. А у нас в Нижнем есть!

Александр Алешин

Фото автора 

  • 036 (1658) 12.05.2021

Свежий номер

Свежий номер

075 (1697) 15.09.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru