3 июня – Всемирный день велосипеда. Праздник появился сравнительно недавно – в 2018 году, когда на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция о его учреждении. Велосипед удостоился праздника неслучайно. Это самый доступный и экологически чистый вид транспорта.
Из двухколесного самоката
Велосипед имеет 200-летнюю историю. В 1818 году Карл фон Дрез из Карлсруэ запатентовал первый двухколесный самокат. Внешне тот напоминал велосипед без педалей и развивал скорость более 10 км/ч. Сам создатель назвал его «машиной для бега». Затем разные изобретатели конструкцию доработали, дополнили, а промышленники братья Оливье запустили в массовое производство.
4 июля 1883 года на Московском ипподроме прошла первая велогонка в России. В 1911–1913 годах кругосветное путешествие на велосипеде «Грицнер» совершил россиянин Онисим Панкратов. За время путешествия ему пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц. Наибольшую скорость развил на велосипеде 268,83 км/ч Фред Ромпельберг (Нидерланды) в 1995 году. Велосипеды совершили целую революцию в женской одежде: в обиход вошел женский велокостюм, состоящий из широких шаровар до колена, переходивших в узкие брюки. В рассказе Чехова «Человек в футляре» главный герой был настолько поражен видом женщины на велосипеде, что отказался на ней жениться.
«Костотряс», «пенни-фартинг» и другие
В Нижегородском техническом музее представлена коллекция велосипедов Вячеслава Хуртина – 35 моделей. В числе редких – «костотряс». Такое название велосипед получил, потому что колеса у него были жесткими и ездок ощущал на себе любую неровность дороги. Представлена также старинная модель «пенни-фартинг» – довольно опасная конструкция с большим передним колесом, кататься на которой могли только мужчины.
Один из знаковых экспонатов в музее – велосипед «Прогресс», который был изготовлен на Горьковском автозаводе. Цех по выпуску таких велосипедов был запущен в 1940 году, но массовое производство началось только после Великой Отечественной войны. В музее можно увидеть редкий документ послевоенных лет «Удостоверение на право управления велосипедом».
Есть в музее велосипеды, где и колеса, и рама, и руль полностью деревянные. Один из таких экземпляров, по словам Вячеслава Викторовича, нашли на чердаке дома в Нижнем Новгороде. До революции велосипеды стоили дорого – около ста рублей, но находились такие умельцы, которые «изобретали» велосипеды сами. У музейного экспоната удивительная конструкция, даже установлены тормоза с деревянными раздвижными колодками. Все остальное сделано из дуба, причем дерево до сих пор не рассохлось и не деформируется.
Есть велосипеды с железными колесами без резиновых шин. Кстати, говорит Вячеслав Хуртин, многие заблуждаются, что в XIX веке резины в России не было. Фабрика по производству каучука была запущена в России в 1860 году, так что велосипеды с резиновыми шинами не были редкостью. Одним из первых энтузиастов велосипедного дела в России был инженер Александр Лейтнер, который открыл фабрику по производству велосипедов. В 1896 году Александр Лейтнер вывез свою продукцию на Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижний Новгород, где представил десять дорожных и два гоночных велосипеда. На выставке Лейтнеру была присуждена золотая медаль со следующей формулировкой: «За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России».
Учат правильно кататься
По мнению директора нижегородской организации My sport Марии Кулябиной, в настоящее время в Нижнем Новгороде велосипед как средство передвижения массовой популярностью не пользуется (в отличие, допустим, от той же Голландии или Швеции). Все-таки верхняя часть города у нас холмистая, и не каждый сможет преодолеть крутой подъем. Желающих обучиться ездить на велосипеде – поставить посадку, педалирование – в клуб приходит немного. Мария обращает внимание на культуру пешеходов. В Нижнем существует отличная велодорожка на Нижневолжской набережной. Однако пешеходы почему-то считают, что им тоже можно по ней ходить. В результате велосипедисты чувствуют себя некомфортно.
Но есть и хорошие новости. В августе прошлого года на территории спортивной школы «Чайка» открылась первая в России трасса для велосипедного мотокросса – ВМХ-трасса: три асфальтированных виража и 36 холмов. Одновременно могут соревноваться шесть спортсменов, а в тренировочном режиме – 20 велосипедистов. Модернизация муниципального спорткомплекса «Чайка» была проведена совместными усилиями администрации города и Горьковского автозавода.
Настоящий экстрим
Весной прошлого года в прокат вышел фильм «Поехавшая», снятый по мотивам книги Анны Смолиной. Анна отправилась в путешествие на велосипеде через всю страну и описала свои приключения. Главную роль исполнила Ольга Лерман. У актрисы отличная спортивная форма, на велосипеде она катается с детства, но на съемках испытала всю тяжесть роуд-муви: застревала в грязи с велосипедом, ныряла в ледяную реку. Съемки фильма проходили в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Башкирии, на Алтае и Байкале. Первое внушительное расстояние девушка-нижегородка, героиня Ольги Лерман, проделала из Москвы в Нижний Новгород. Виды нашего города в картине при этом получились выше всяких похвал.
Елена Анисимова
Фото автора, а также из открытых источников