В Нижнем Новгороде – туристический бум. Количество гостей, приезжающих в наш город полюбоваться «столицей закатов», за последние три года выросло многократно. Вместе с массовым туристом к нам все чаще приезжает, что называется, продвинутая публика, профессионально разбирающаяся в искусстве. О своеобразии городской архитектуры, непривычных ассоциациях, которые порой рождает нижегородская культурная среда, и любопытных аспектах авторского экскурсионного сопровождения рассказывает молодой, но уже очень известный в нашем городе искусствовед и экскурсовод Антон Марцев.
Город недостаточно познан
– Я родился в городе Кулебаки Нижегородской области и окончил там школу. После были Нижегородское художественное училище и вечернее отделение НГЛУ им. Н. А. Добролюбова по искусствоведческой специальности. Входом в профессию стали мои первые статьи в сборниках конференций. Но сам я осознал себя искусствоведом в полной мере, только когда воочию познакомился со знаменитыми памятниками итальянской культуры, – рассказывает он.
– В феврале этого года вы прочитали лекцию «Вита нижегородика: итальянское Возрождение в Нижнем Новгороде» в музее «Арсенал» в рамках параллельной программы к выставке «Названо Вазари. Возрождение». Лекция вызвала интерес. Как вы думаете, почему?
– Не могу сказать, что лекция вызвала большой резонанс, но я получил немало положительных отзывов от своих коллег, присутствовавших на выступлении. Что касается причин, то тут важно заметить: такой темы, как итальянское влияние на застройку Нижнего Новгорода, такой научной проблемы просто нет. Все то, о чем я говорил, настолько разбросано по времени, настолько порой извилист и неочевиден путь этого заимствования, что подобная тема не может быть вопросом серьезного отдельного исследования. Но об этом можно рассуждать как об отголосках глобального влияния эпохи Возрождения на культуру последовавших веков. И главный герой здесь все-таки Нижний Новгород, богатство его исторической среды. В этом смысле лекция продолжает то, что я делаю на своих экскурсиях. Я стремлюсь показать, что Нижний Новгород, каким он дошел до наших дней, все еще недостаточно познан. Его историческая застройка, наполненная множеством подлинных деталей, недоизучена и недооценена.
Строгановское барокко
– Сейчас в Арсенале проходит выставка «Названо Вазари. Маньеризм». Нет желания уже найти связь между городскими зданиями и эпохой маньеризма?
– Дело в том, что маньеризм нередко рассматривают как поздний этап эпохи Возрождения, а еще он связан с барокко, поэтому в той или иной степени я его уже коснулся на своей лекции. С большой долей осторожности можно назвать маньеристичными наши строгановские церкви: в Гордеевке и на улице Рождественской. Но напрямую строгановское барокко именно к маньеризму отнести нельзя, это иное явление со своей местной спецификой.
– Экскурсоводы рассказывают о туристах, которые специально приезжают в наш город, чтобы посмотреть архитектуру конструктивизма. Вам встречались такие продвинутые гости города?
У Антона свой подход к экскурсиям – детективно и с научной новизной. Это когда ты сначала находишь сам, потом проверяешь гипотезы, и наконец, показываешь и рассказываешь о своем открытии.
– Могу подтвердить, что среди путешествующих по России соотечественников нижегородский конструктивизм популярен. По моему опыту, это не говорит о какой-то особенной продвинутости тех, кто берет экскурсию. Уважительное как минимум отношение к конструктивизму – это норма, отличающая человека, который интересуется архитектурой своей страны и задается вопросами о том, почему она такая, какая есть.
Разнообразие ассоциаций
– Что в первую очередь интересует участников авторских экскурсий? Не наступает ли порой разочарование, когда вы понимаете – рассказы о нижегородской культурной среде для среднестатистического туриста сложны и не очень интересны?
– Обычно ко мне приходят с уже сформировавшимся запросом на мой личный взгляд. За моими находками, акцентами и наблюдениями. Мой кругозор достаточно широк, а еще я заранее стараюсь узнать, что интересует людей, и исходя из этого строю маршрут. Поэтому расхождения в симпатиях крайне редки. А если они случаются, то это не становится поводом для разочарования, потому что позволяет начать обсуждение. Экскурсия для меня – это беседа с равным, в которой я делюсь тем, что для меня дорого. Снисходительное отношение к экскурсантам вредно. Лучше остаться не до конца понятым, чем считать стоящих перед тобой людей глупее себя. Я стремлюсь, чтобы люди получали от общения со мной больше, чем они ожидают.
– Статистика свидетельствует, что за последние три года, начиная с юбилея, в Нижнем Новгороде серьезно увеличился поток туристов. Ощущаете рост интереса к городу?
– Да, я чувствую этот спрос. Причина в том, что сейчас Нижний Новгород усилиями властей и инициативных горожан приобрел в глазах россиян разнообразие ассоциаций. Это уже не просто кремль и Покровка. Это и ресторанная культура, и актуальное искусство, и деревянные кварталы, и общественные пространства, и многое другое. Потенциал нашего города, открытого уже 30 лет, только начинает раскрываться по-настоящему.
Сергей Анисимов
Фото Анастасии Пономаревой