В НГХМ / Зарубежное искусство (Верхне-Волжская набережная, 3) работает выставка «Любовью вышитый узор». Представлено более ста работ заслуженного мастера народных художественных промыслов Ольги Калягиной.
Вышивка как вид искусства
Спросите у любой женщины, умеет ли она вышивать, и наверняка в ответ услышите «да». При этом женщины, конечно, будут иметь в виду незамысловатую вышивку крестом по шаблону. Еще лет десять назад такой вид рукоделия был весьма популярен среди представительниц слабого пола. Какого-то большого таланта здесь не требуется. Внимание и усидчивость – вот и все, что нужно. В старину каждая девушка должна была научиться вышивать. Невесты готовили себе приданое – расшивали рушники, полушалки, рубашки, вплетая в каждый стежок свои надежды на счастливое замужество, вкладывали в подарки все свое умение и старание, чтобы понравиться будущей родне. Виртуозное владение сложной техникой вышивания, художественный вкус, способность придумать свой неповторимый узор превращает ремесло в искусство. Настоящих мастериц немного. На Руси особенно ценили золотошвеек. Работали женщины при царских палатах, при монастырях. Подальше от людского глаза. В народе про них сочиняли сказки. Ольга Калягина – самая что ни на есть Марья-искусница, художница. Только рисует она не красками, а расшивает ткани золочеными нитками. Золотная вышивка – традиционный народный промысел Нижегородского края. Искусство орнаментального шитья широко применялось в праздничном женском костюме: блестящими нитями украшали повойники, платки, душегреи, сарафаны. Возрожденный промысел
Ольга Калягина родилась в Городце, где строчевышивальная фабрика была одним из градообразующих предприятий. Окончила училище при фабрике. Получила специальность «художник-мастер по вышивке» в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина. В 1978 году на Городецкой строчевышивальной фабрике благодаря усилиям специалистов Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП, Москва) искусство золотной вышивки начало возрождаться. Ольга Калягина работала тогда в экспериментальном цехе. Сотрудники института вместе с местными мастерицами собирали по крупицам материал, изучали сохранившиеся в музеях образцы, технологию вышивки, характерные орнаменты. Платки и палантины, платья и жакеты, воротнички и фурнитура с золотной вышивкой не залеживались на прилавках легендарного горьковского магазина «Художественные промыслы». В начале 90-х, когда на фабрике началась реорганизация, случился и судьбоносный поворот в жизни Ольги Калягиной. Она переехала в Семенов. С тех пор мастер по вышивке работает самостоятельно, всецело посвящая себя любимому ремеслу.
Народные мотивы
Художница вышивает картины на мотивы народных орнаментов, сюжеты сказок и народных песен. Присутствует в золотных вышивках и геральдика. Выставка «Любовью вышитый узор» представляет в основном работы последних лет: миниатюрные броши, платки, роскошные шали и палантины. Смотришь на это рукотворное чудо и удивляешься: сколько любви, терпения, времени и сил нужно, чтобы создать такую красоту. Стежки мелкие-мелкие, аккуратные, один к одному, а все вместе – изумительный узор, неповторимый, каждый раз свой и в то же время узнаваемый, народный. Стиль вышивки строится на сочетаниях традиционной плавности линий цветочных орнаментов и современных авторских мотивов. Ольга широко использует волнообразные каймы, мотивы виноградных гроздьев, пышные цветки и бутоны, изящные букетики. Высокая декоративность золотной вышивки подчеркивается применением природного жемчуга, стразов, кристаллов Сваровски, бусин, пайеток.
Коллеги, присутствовавшие на открытии выставки, отмечали, что переезд в Семенов благоприятно сказался на творчестве Ольги Калягиной. В ее вышитых картинах появились традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, соловьи.
Елена Анисимова
Фото автора