День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

В гармонии с природой

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/v-garmonii-s-prirodoj-1925#sigProGalleriab38e976b6d
joomlamodniyportal.ru

В нижегородском музее «Арсенал» открылась выставка «Ответвление». Произведения искусства из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музея органической культуры (Коломна), Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, а также работы из частных коллекций.

Не просто сучки и корни

«Ответвление» – название многозначное и вполне подходящее для необычного арт-проекта. Его можно трактовать и как ответвление в искусстве, и как создание художественных произведений из природных материалов. А именноиз корней деревьев, веток, фрагментов древесных пород. Экспонаты выставки отличаются не столько искусной резьбой по дереву, сколько творческой фантазией, художественным наполнением созданных природой форм, остающихся практически нетронутыми. Представлены работы Михаила Матюшина, Александра Тышлера, Степана Эрьзи, Ореста Верейского, Никиты Алексеева, Елены Гуро, Дмитрия Краснопевцева, Андрея Красулина, арт-группы «ПровМыза», Виталия Пушницкого.

Михаил Матюшин

Многие представители мировой художественной культуры начала ХХ века ощущали наметившийся конфликт мира природного и мира человеческого, к которому привел научно-технический прогресс. Идея возвращения к природе, гармоничного сосуществования с ней и желание постичь законы природного формообразования стали отличительной чертой органического направления в русском авангарде. С понятием органической культуры неразрывно связано имя художника и композитора Михаила Матюшина (1861–1934), родившегося в Нижнем Новгороде. Футурист Михаил Матюшин стал первым, кто последовательно сохранял естественную форму и органическую структуру дерева, создавая серию объектов, известных как «корневые скульптуры». Эти работы можно увидеть на выставке. В петроградском Государственном институте художественной культуры (Гинхук) в 1923–1926 годах Матюшин возглавлял отдел органической культуры, где вместе со своими учениками изучал взаимодействие формы, цвета и звука в пространстве. Целью этого исследования стало «Постижение природы и мира как единого целого организма, посредством новых методов работы, действующих в четырех направлениях – осязания, слуха, зрения и мысли». В своей статье «Чувство четвертого измерения» (1912–1913 гг.), написанной совместно с супругой – поэтессой и художницей Еленой Гуро, Матюшин называет деревья «знаками другой жизни», сравнивая их с кровеносными сосудами и с бронхами, которыми дышит земля. Его скульптуры, по сути, созданы самой природой, и художник лишь выбирает наиболее выразительные из природных произведений, фиксируя их естественную красоту и внутреннюю динамику.

Степан Эрьзя

К подобной фиксации, но уже в графическом варианте обращается в начале ХХI века Никита Алексеев (1953–2021), один из ключевых представителей московского концептуализма. На выставке можно увидеть тончайшие в своих деталях изображения природных элементов, изолированные в пустоте цветного фона.

Степан Эрьзя (1876–1959) стал работать с деревом в 1920-х годах, находясь на Кавказе, где он использовал такие древесные породы, как кавказский дуб и орех. В 1927 году мастер отправляется с выставкой своих произведений в Южную Америку, где открывает для себя субтропические породы дерева – твердые, разной расцветки. Традиционными инструментами, резцами и молотком, работать с этими типами древесины было невозможно, и Эрьзя придумал свою особую технику. Он использовал бормашину с различными насадками, а также изобрел состав клея, благодаря которому мог соединять отдельные куски дерева. Прихотливая корневая система экзотических деревьев, выразительный рисунок древесины и своеобразие наростов на стволах и ветвях будили фантазию скульптора и определяли специфику его творческой манеры. Для многих его скульптур характерно декоративное противопоставление обработанного и необработанного материала, гладкой и тщательно отполированной поверхности и первозданных природных форм.

Орест Верейский

В 1950–1980-е годы работа с деревом нередко вдохновляла художников, снискавших славу в области живописи и графики. Орест Верейский (1915–1993) вошел в историю русского искусства в первую очередь как автор иллюстраций к книгам. Занятия скульптурой по сей день остаются малоизвестной страницей в творческой биографии художника. Корни и ветви деревьев Верейский использовал для создания произведений, наполненных тонким юмором (недаром в годы Великой Отечественной войны рисовал карикатуры для журнала «Фронтовой юмор»). Особую фактурность созданным Верейским объектам придает грубая древесная кора, сознательно сохраняемая художником в тех случаях, когда ему нужно передать шероховатость шкуры животного или ее цвет. Отдельные детали скульптур могли быть выполнены из древесного гриба-трутовика, камней, металла («Павлины») или были акцентированы цветом («Гусь», «Жираф»).

Особым образом тему природного окружения и древесной органики переосмысляют в своем творчестве и современные авторы – Никита Алексеев, Виталий Пушницкий, Андрей Красулин, произведения которых представлены на выставке. Завершает проект видеоработа современной нижегородской арт-группы «ПровМыза» под названием «Отчаяние», в которой люди пытаются стать частью окружающей их природной среды и слиться с ней.

Елена Сенникова

Фото автора 

  • 067 (1925) 26.07.2023

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

013 (1990) 21.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru