27 марта – Международный день театра. Начинающие служители Мельпомены театрального училища им. Е. Евстигнеева в учебном театре порадовали зрителей премьерой. По-юношески смело «разделались» с «Клопом» Владимира Маяковского.
Пантомима с интерактивом
Для начала студенты убрали из пьесы пролетарского поэта весь текст. Сократили количество действующих лиц до минимума и вывели все массовые сцены. Что осталось? Осталась трогательная, проникновенная история любви Зои Березкиной, любовь без слов, мастерски сыгранная начинающей актрисой Ксенией Парфеновой. Остался добрый веселый смех и ощущение праздника, которое дает театр.
Спектакль поставил студент 4-го курса Иван Шилин под руководством режиссера-педагога А. А. Богданова. На сцене – студенты четвертого курса отделения «Актер театра кукол». Заявленный жанр – горькая клоунада, «пластическая шутка о невозможности диалога с обществом». В то же самое время спектакль интерактивный, где зрители принимают участие в развитии действия. А лейтмотивом спектакля стали слова самого Маяковского: «От любви надо мосты строить и детей рожать… А вы… Да!»
Петр Присыпкин и Зоя Березкина
Бывший рабочий Петр Присыпкин неожиданно осознает, что достоин лучшей жизни: бросает скромную Зою Березкину и женится на маникюрше с яркой внешностью. Свадьба, пожар – все как у автора. Гости погибают, выжил чудом Присыпкин, которого засыпало землей, и он замерз, как динозавр. А дальше небольшая сцена – через 50 лет (в 1979 году) Присыпкина размораживает сумасшедший профессор, а вместе с ним и попавшего на воротник клопа. Присыпкин с его отсталым мировоззрением оказывается вымирающим экземпляром, и его вместе с клопом помещают в зоопарк. (Кстати, в свое время Присыпкина на сцене Театра сатиры гениально играл Андрей Миронов.)
Сцены будущего (для нас уже прошлого) в студенческой постановке убрали. Современники Маяковского немало критиковали поэта за то, что он показал людей будущего сухими, бессердечными, говорили, что это не люди, а машины в строгих костюмах. Строгие костюмы и люди-манекены в ученической версии остались как шутка над советским прошлым. А на первый план выведена Зоя Березкина, которая и спустя 50 лет любит и помнит своего Петра.
Без каламбуров, но с находками
Честно говоря, иногда не хватало яркого, образного языка Маяковского с его каламбурами и остротами (это оттуда «поматросил и бросил», «поразительный паразит»). И вместе с тем это был Маяковский. Так же карикатурно студенты изображали нэпманских персонажей, в декорациях использовались плакаты. В спектакле немало авторских находок. Красная свадьба стала матросской свадьбой в тельняшках. А стреляющаяся девушка Зоя «умирала» долго и комично, вытаскивая из нагрудного кармана то красную розу, то пионерский галстук, то воздушный шарик в виде сердечка. А в конце еще и станцевала умирающего Лебедя. Зрители встретили экспериментальную трактовку хрестоматийного текста Маяковского с восторгом!
Елена Анисимова
Фото организаторов