В Нижегородском театре драмы им. Горького 23 февраля состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира. Как говорится, замахнулись на прославленного классика. Да как! Такой масштабной постановки в театре не было, пожалуй, со времен нашумевшей «Смуты». Да и в других театрах города подобных спектаклей по пальцам пересчитать. По зрелищности «Сон…» можно сравнить разве что с премьерными спектаклями прошлого года – «Кармен» в оперном театре и «Тайной третьей планеты» в ТЮЗе. Получился настоящий праздник для зрителей, которые идут в театр за яркими впечатлениями.
Хитросплетения сюжета
Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» для нижегородских театралов – пьеса особенная. Легендарный «Сон…» Валерия Беляковича идет в театре «Комедiя» уже 23 года и всегда при полном зале. Многие посмотрели спектакль по нескольку раз. Тем сложнее задача была у творческого коллектива драмтеатра и тем проще зрителям было разобраться во всех хитросплетениях сюжета. А понять, что происходит на сцене, неподготовленному зрителю было достаточно сложно. К трем известным сюжетным линиям пьесы режиссер Геннадий Шапошников добавил еще одну, четвертую.
На сцене практически вся труппа театра. Действие разворачивается то в Древних Афинах, то в Средневековье, то в заповедном лесу, то в современности. И пойди угадай, кто есть кто, когда все это происходит и где.
При чем здесь «Ромео и Джульетта»?
Над сценарием Геннадий Шапошников работал четыре года. Взял понемногу из всех известных переводов – Щепкиной-Куперник, Лозинского и Пастернака, добавил еще кое-что от себя. Думал, искал, изучал специальную литературу («главным образом по физике и психологии»), поскольку в основу концепции спектакля было положено понятие «сон». Сон как состояние человека, до конца не изученное. Сон, где переплетается желаемое и действительное, правда и вымысел, прошлое и будущее. Сон, который может быть радостным и пугающим, волшебным и запутанным и даже пророческим. В спектакле много мистики. Исчезают границы времени и пространства, и даже можно наблюдать кривое зеркальное отражение истории. Так, трагедия Ромео и Джульетты, добавленная режиссером в сценарий, достаточно органично вписалась в постановку. Шапошников объясняет: «Обычно история повторяется первый раз как трагедия, второй раз – как фарс. У Шекспира с «Ромео и Джульеттой» получилось наоборот. Сначала появился фарс в комедии «Сон в летнюю ночь», а именно «Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы», которую хотят преподнести ремесленники на свадьбу герцогу, – вторая сюжетная линия в спектакле. А потом он написал уже известную трагедию».
Более того, режиссер Шапошников переносит ремесленников в советское время, пародируя популярные в свое время агитбригады, а лес, где репетируют самодеятельные артисты, наводняет мифическими существами. В этом же лесу находят убежище несчастные влюбленные Гермия и Лизандр, Елена и Деметрий, сбежавшие от родителей. В волшебном лесу живут и лесные боги – царь Оберон и царица Титания, их подданные – эльфы и феи. Оберон, разозлившийся на Титанию, решает отомстить ей, заставив силой волшебного цветка влюбиться в первого встречного. А заодно под действие магических чар попадают и мастеровые, и несчастные влюбленные, которые начинают совершать необычные, эксцентричные поступки.
Великая сила любви
Герои погружаются в стихию неосознанного, попадают под «лабораторные» испытания (порой жестокие) главного «природного» человеческого чувства – Любви.
«Это сон про любовь! – говорит режиссер о своей постановке. – Про любовь-страсть, любовь-магнит, когда разум кричит «нет», а тебя тянет и тянет по завороженному лесу, и хочется смешаться, раствориться в этом всепоглощающем блаженстве».
Действительно, как часто юноши и девушки влюбляются, не замечая недостатков своих избранников, живут, мучаются, страдают от неразделенной любви, словно их кто-то приворожил, заколдовал. Как слепа, жестока и несправедлива бывает любовь! А потом получается как в спектакле: «Царица проснулась, увидела возле себя осла и ужаснулась: о, боже, какое чудовище я любила».
Нельзя не отметить великолепные декорации и костюмы художника-постановщика Бориса Шлямина, а также световое оформление художника по свету Сергея Скорецкого.
Зрители попадали то в сказочный лес, то в античный дворец на берегах Древней Тавриды. На сцене то жаркая южная ночь, где большая красная луна нависает над морем, а на берегу растут стройные кипарисы. То мы видим каменистый грот, где прячется лев между поросших мхов валунов. Подвесной мостик, разделяющий Ромео и Джульетту, поднимается к потолку и оказывается крышей античного дворца. Каждая деталь на сцене символична и несет свою смысловую нагрузку. На высоких камнях можно разглядеть и наскальные рисунки древних людей, и выступающие барельефы героев былых времен. Зрители охотно смеялись – спектакль щедро давал поводы. Особенно порадовала агитбригада ремесленников. Смех этого спектакля – и про театральную радость, и про стихию игры, и про нас с вами. Здесь все смешалось: «и жизнь, и слезы, и любовь!»
Елена Анисимова
Фото Валерии Авдеевой