Волшебная сила искусства
– Галина Александровна, когда вы поняли, что ваше призвание – это живопись?
– Я коренная нижегородка, очень люблю свой город и считаю, что Нижний Новгород – красивейший город в мире. Много писать я стала лет в 17, хотя с детства была уверена, что буду художником. Мама любила рисовать, занималась этим время от времени. Я же была просто одержима живописью. Конечно, когда появился «Черный пруд», моя жизнь круто изменилась. Работы увидели зрители. Начался творческий подъем. Для художника ведь очень важна среда, в которой он живет и творит.
– Ваши живописные полотна всегда насыщены необыкновенным светом, будь то улица Ковалихинская, где свет отражается в разлившихся лужах, или медовый, янтарный свет в картинах из цикла «Сосны»…
– Да, меня всегда занимала природа света. Лет 20 назад у меня была выставка «Свет. Фрагменты», посвященная этой теме. Тогда мне хотелось показать, что свет – это не просто физическая материя, а явление двойственное: свет как божественное начало и свет солнечный, источник света. Работы этой серии были в основном темные, а местами даже мрачноватые. Свет подавался только через блики, отдельные пятна. Мне казалось это очень важным, потому что, во-первых, свет можно показать только через тень, а во-вторых, в нашем поврежденном мире после грехопадения свет не может быть таким всеобъемлющим. Он может быть только как подарок, в небольших объемах, как в каждом человеке есть искра божия, но это всего лишь искра. С тех пор от темы света я совсем отойти не могу. Мне очень нравится светимость в работах. Потому что свет – это еще и тайна.
Соловьи, шаманы и пахари
– У вас есть интересная теория, связанная с процессом создания произведения искусства. Поделитесь своими мыслями.
– В моем представлении все художники делятся на три категории. Первая – самая большая, которых я называю ПАХАРИ, или, иначе говоря, профессионалы. Это художники, у которых прекрасное образование, они умеют работать на заказ и могут трудиться каждый день, вставая к мольберту как к станку.
Вторая категория поменьше, но очень мне симпатична – СОЛОВЬИ. Большинство наивных художников – это соловьи, которые поют, потому что не петь не могут. Их работы полны радости, самозабвения, очень позитивны, я их обожаю.
И третья, совсем немногочисленная категория, к которой я имею несчастье принадлежать, это ШАМАНЫ. Это художники, которые сами не знают, почему они занимаются живописью. Искусство для них – это повод что-то раскопать, приблизиться к тайне. Поэтому, когда я пишу свет, мне кажется, что я могу показать нечто такое, чему нет названия.
– А есть у вас какие-то секреты, позволяющие добиться необыкновенного свечения в картинах?
– Конечно, у каждого художника есть свои приемы. Живопись у меня многослойная, работа занимает много времени. Работаю масляной краской. Накладываю один слой, жду, когда он просохнет, потом второй, третий и т. д. Применяю лессировку, когда через верхний слой просвечивает нижний. Многослойность позволяет добиться глубины изображения, создает пространство и перспективу, а также дает возможность вычленить определенные объекты и сделать их более яркими.
«Кисть оставляет на холсте след, неуверенный и неровный, прерываясь и иногда внезапно останавливаясь, будто пробирается на ощупь. Мне казалось, что кисть – это я. Мои следы, запутанные, как кривые тропинки, вытоптали много травы и цветов. Но, может быть, где-то наметили если не дорогу, то хотя бы направление». Галина Каковкина о проекте «Следы на снегу, следы на песке», 2013.
Дорога к дому
– Какие образы вас вдохновляли на протяжении творческого пути?
– Если посмотреть на список моих персональных выставок, то там обозначены темы, которые меня волновали в разное время. Например, теме ДОРОГИ и ПУТИ были посвящены две выставки – «Композиция с дорогой» и «Дорога домой». Второй проект более сложный, потому что подразумевал не просто дорогу домой, а жизненный путь человека, дорогу к храму. Про цикл «Свет. Фрагменты» я уже рассказала. Был также цикл пейзажей «Лодка». Здесь я хотела показать, что человек как существо социальное стремится преодолеть свое одиночество. И лодка – это инструмент, позволяющий сокращать расстояния. Лодка порождает целый ряд ассоциаций. В Древнем Египте изображение лотоса в виде лодки было знаком воскрешения из вод смерти, Харон переправлял на лодке души умерших в мир теней. Тема лодки, спасенной Христом, использовалась как символ Церкви, спасающей души людей. И, наконец, каждый ребенок любит пускать кораблики, что олицетворяет детскую мечту о возможности познания мира.
В свое время Любовь Сапрыкина, светлая ей память, и Анна Гор в галерее «Кариатида» организовали серию моих персональных выставок. Это и «Прогулка по парку», где был представлен мой любимый Александровский парк. И выставка натюрморта «Между вещью и пустотой». Потом у меня была выставка «Имя времени» с персонажами в костюмах XVII–XIX веков, связанная с моим увлечением провинциальным русским портретом. А также была выставка «Городской пейзаж», посвященная Нижнему Новгороду.
Одна из последних моих выставок называлась «Расширяя пространства зимы». На этот раз мне захотелось показать, как важна зима для русского человека и русской культуры.
– Русская зима белая, а на ваших пейзажах много темных пятен…
– В снегах легко затеряться. Кроме того, мне пришла в голову идея расширить пространство зимы, чуть-чуть коснуться и осени. Я подумала, что это будет более убедительно и даже музыкально, потому что напоминает клавиатуру с белыми и черными клавишами. Особенно если это ритмически выстроить. Думаю, это у меня получилось.
– А последнее увлечение – это сосны?
– На самом деле это не последнее увлечение. Время от времени я пишу сосны. Вообще однажды возникшие образы никуда не уходят, они появляются снова и снова как память о лучших моментах в моей жизни.
«Зима в России длится полгода, поэтому большая часть жизни проходит зимой. Мы любим зиму, принимаем ее как данность. Наше сознание, наша ментальность, как и наша культура, сформированы длинными зимними вечерами. Зима освобождает от лишних эмоций, иллюзий и надежд и этим расширяет пространство нашего внутреннего мира, когда ничто не мешает погрузиться в состояние покоя, думать, читать, созерцать и творить». Галина Каковкина о проекте «Расширяя пространство зимы».
Елена Анисимова
Фото из архива Галины Каковкиной