— Наши мастер-классы и экскурсии с закрытыми глазами по выставке — это не только возможность получить удовольствие от творчества и нового опыта, — рассказывает музейный педагог «Арсенала» Евгения Игнатушко. — Это еще и возможность сделать очень важную вещь — встать на место человека, который не видит, чтобы понять, что даже, когда ты слеп, ты видишь сердцем, душой, чувствуешь изнутри. И на самом деле плохое зрение или его полное отсутствие не является ограничением для познания искусства, узнавания прекрасного. Ты можешь все, ты не скован какими-то рамками!
Выставочный зал «Под сводами» на втором этаже «Арсенала» уже сам по себе настраивает на творческий лад. А тут еще разместились четыре мастер-класса. И атмосфера как никогда располагает погрузиться в мир прекрасного.
Ваяние «вслепую», по сути, учит воображению рук. Можете ли вы создать скульптуру, не видя, что делают ваши пальцы? На это можно было получить ответ, пройдя специальный мастер-класс. Нужно было попробовать слепить копию одного из лежащих перед участниками предмета, спрятав при этом свои руки в коробку. А когда скульптура готова, опять же вслепую, ориентируясь только на ощущения, сравнить ее с оригиналом.
— Это оказалось достаточно сложным, но интересным занятием, — признается ученица 6-го класса частной школы имени Ломоносова Вероника Антаманова. — Из всех фигурок мне понравился веселый желтый цыпленок. Вот я и решили сделать его пластилиновую копию.
Процесс занял минут пятнадцать — пластилин хоть и простой материал, но хочется постараться и сделать своего цыпленка как можно больше похожим на оригинал. Работа была выполнена, что называется, на совесть. Фигурка оказалась очень похожей на «первоисточник». А то, что в отличие от оригинала девочка сделала своему цыпленку клюв набок, только придало поделке живости и авторской неповторимости. Кстати, Вероника Антаманова в будущем хочет стать дизайнером. А в этой работе тем более важно развивать вкус, аккуратность, креатив.
Автору этих строк тоже захотелось на себе испытать метод лепки вслепую. Однако копия слепленного корабля больше была похожа на слона — из-за корабельного носа, который по форме напоминал хобот. Однако расстраиваться я не стала — наоборот, только еще больше прониклась уважением к тем, кто творит искусство на ощупь.
Второй мастер-класс предлагал развивать не моторику, а слух. Этот мастер-класс так и назывался «Рисование на слух». Закрыв глаза маской, можно было попробовать нарисовать предмет, следуя подробным описаниям другого человека, который этот предмет видит. За этот эксперимент смело взялись две сестры — Саша и Полина Улановы. Обе — ученицы нижегородской ломоносовской школы. Первая учится во втором классе, вторая — в десятом. Им легко поддавались рисунки фауны и флоры, а наводящие реплики старшей сестры помогали младшей постигать азы рисования вслепую.
— В нашей школе большое внимание уделяется творчеству, — говорит Саша Уланова. — Мы очень любим рисовать. Мне нравится приходить в «Арсенал», я здесь уже не в первый раз.
Кем станет второклассница, она пока еще не определилась — у нее есть время, а вот ее старшая сестра Полина всерьез задумывается стать журналистом.
— Это очень творческая профессия, — рассуждает десятиклассница, — в которой постоянно надо совершенствоваться. Мне очень нравится бывать в музеях. А возможность ощутить себя на месте человека с ограничениями по зрению — это очень ценно. Ведь ты начинаешь понимать, как сложно таким людям живется в мире, не приспособленном для людей с различными ограничениями по здоровью.
Третий мастер-класс — «Коллаж по контуру». Можно ли создать изображение, не видя контура? Этим вопросом и задались организаторы.
— Попробуйте, закрыв глаза маской, выбрать материалы для своего коллажа, следуя за своими тактильными ощущениями, — призывает волонтер Анна Чернова. — Используя кончик своих пальцев, найдите на листе бумаги выпуклый контур изображенного предмета и приклейте выбранные вами материалы.
Конечно, с первого раза непросто справиться с заданием и кусочки ткани предательски вылезают за контуры. Но ведь никто не задается целью идеально выполнить упражнение для ума и рук. Развиваться нужно постепенно, снова и снова учась чему-то новому. И ничего, что бабочка получилась квадратной, главное — знать, что предела возможностей нет, мы сами ставим себе рамки дозволенного! Кстати, одним из первых задание попытался выполнить Егор Люсов, второклассник 45-й нижегородской школы. Он не без сложностей преодолел ограниченные возможности и сказал, что во время занятий ему было очень интересно.
А последний, четвертый мастер-класс оказался самым живым. Его нужно было пройти — в прямом смысле. Он так и назывался «Путь ощущений». Сняв обувь и закрыв глаза, необходимо было проделать путь, проложенный вдоль стены из материалов с разной фактурой. И описать каждое свое ощущение, которое возникает на пути.
Этот мастер-класс больше всего увлек взрослых. Первой «квест» стала преодолевать Мария Коровкина, по профессии фитнес-тренер. С координацией у Марии не возникло проблем. Но осторожность никогда не помешает! Мария дотрагивается рукой до кремлевской кирпичной стены — вот она первая фактура.
— Кирпич, это просто, — говорит первопроходчица.
Мария делает первый шаг и аккуратно ступает на линолеум. Затем вторая нога встает на эту же поверхность, но Мария этого не видит.
— Прохладно, скользко, непривычно, — описывает свои ощущения женщина.
Потом ощущения меняются.
— Тут уже устойчивее, — признается Мария, ступая на фрагмент кладки паркета.
— А здесь мне нравится больше всего, даже уходить не хочется, потому что тепло, — улыбается участница мастер-класса, стоя на «пенке».
Постепенно Мария Коровкина привыкает видеть окружающее ее пространство не глазами, а ощущениями — и ее движения становятся все смелее, активнее, щедрее.
Итак, эксперимент завершен — «Путь ощущений» пройден.
— Воображение очень разыгрывается, когда закрываешь глаза и начинаешь просто представлять, что вокруг тебя, — говорит Мария. — Мне очень понравилось. Но этот мастер-класс можно усовершенствовать, например, добавив водной поверхности. Это будет весьма неожиданно и экспрессивно!
Поучаствовав в программе «Познавая искусство», я поняла, что мир вокруг нас намного интереснее и богаче, чем мы привыкли. Ведь тому, кто хорошо, без ограничений, видит и слышит, не надо прилагать усилий, чтобы ориентироваться в окружающем пространстве. Может, потому мы и не «включаем» другие каналы восприятия. А люди с ограничениями, например, по зрению, воспринимают мир совсем по другим каналам — слух, обоняние, ощущения, воображение… И часто бывает, что такое восприятие мира богаче и намного ярче, чем если смотреть и видеть. Привыкая, перестаешь ценить и замечать. А оказавшись в непривычной ситуации, вдруг мобилизуешь ресурсы, ранее неведомые самому. Главное — расширять свои возможности и помнить, что они никогда и нечем не могут быть ограничены.
Ирина Белова
Фото Натальи Бурухиной