В НГХМ / Современное искусство (пл. Минина и Пожарского, 2) открылась выставка, посвященная юбилею самого видного мастера современного отечественного плаката, нижегородца Дмитрия Рекина.
Против законов композиции
Плакаты Рекина – сложные и странные. Перед каждой работой хочется остановиться, подумать, о чем это. Цепляет все: графичность, насыщенность, цвет, композиция, художественные образы. Рекину нравится сознательно идти против законов композиции. Специально делает так, чтобы передать зрителю чувство дискомфорта, неудобного тяготения. Чтобы зритель почувствовал: здесь что-то не так, неправильно. Не любит минимализм, старается уходить от трендов. «Да, можно было просто силуэтом все решить, довести до знака без всякого текста, но это не мой стиль, – прокомментировал автор один из своих плакатов о Достоевском. – Простой плакат слишком быстро считывается. А мне надо, чтобы люди подошли, увидели и начали копаться: зачем этот шум, он здесь лишний? А это не лишний шум, здесь каждое слово, каждая деталь продумана».
«Не могу гнать халтуру»
Есть и еще одна причина, по которой Дмитрий Рекин усложняет свои плакаты, но это уже на уровне подсознания, потому что «не может гнать халтуру». «Можно выложить работы в соцсетях, их увидит гораздо больше людей, даже если я тысячу плакатов напечатаю и развешу по городу. Плакат перестал быть чисто информационным носителем, он уже давно стал частью культуры. Это не просто жанр технический, а произведение искусства», – говорит дизайнер. На выставке можно познакомиться с ранними работами мастера в духе польской школы с ее артистичностью, с экспериментами с компьютерными технологиями, с работами, наполненными личностными смыслами. Здесь и цикл «Достоевский», и мистический цикл «Гоголь», и серия плакатов, посвященных Шекспиру, и настоящая «песенно-плакатная опера «Мокроусов». Пестрая, разножанровая серия «Что такое плакат?» посвящена размышлениям о природе и судьбах плаката, занимающих автора всю жизнь.
Симфоническое звучание
«Плакаты Рекина всегда богаты по пластике, придающей им симфоническое звучание, – говорит искусствовед, дизайнер-график Сергей Серов. – Даже задаваясь предельными вопросами бытия и абстрактными идеями, они не проходят мимо конкретного разнообразия жизни, наполняясь нечаянной радостью формы, цвета, света. Бездонный плакатный космос Дмитрия Рекина предстает как многогранная и разноликая Нижегородская ярмарка».
Справка
Дмитрий Рекин живет в Нижнем Новгороде. Участник и победитель многих международных конкурсов. Среди важнейших – две премии на международной биеннале графического дизайна «Золотая Пчела 14» (2020), первое место международной биеннале в Боливии (2019), бронза биеннале в Люблине (2017), золото международной триеннале экоплаката «4-й Блок» (Харьков). Организатор международной биеннале дизайна Strelka.
Елена Анисимова
Фото автора и организаторов