Если нам надо кого-то поздравить, мы звоним по телефону, отсылаем SMS или электронное письмо. Мало кто сейчас дарит открытки. Между тем организаторы проекта «Открытка из прошлого» считают, что традицию дарить и отправлять открытки нужно вернуть. И совсем недавно они выпустили серию новогодних открыток, как готовых, под названием «Волшебная открытка», так и «полуфабрикатов», на которых можно не только писать, но еще и рисовать. Как отмечает руководитель проекта Сергей Чурадаев, написанные от руки строчки имеют свою душу. А рисунок, созданный юным художником на лицевой стороне открытки, сделает такое поздравление и вовсе уникальным. По этой причине поздравительные открытки будут отличным подарком для бабушек и дедушек — они передадут частичку тепла родных людей и напомнят о тех временах, когда не было компьютеров, электронной почты и эсэмэсок. Потому-то накануне Нового года в одном из залов Нижегородской государственной детской областной библиотеки школьники учились подписывать и разрисовывать открытки.
Оказалось, эпистолярный жанр в наше время не развит совсем. И практически никто из детей не умеет подписывать и отсылать по почте открытки, не знает о почтовых индексах, которые нужно указать, чтобы открытка дошла до адресата. А некоторые из них и вовсе открытки до этого в руках не держали. Поэтому первое, что показали детям, — как и где вписать свое имя, фамилию и адрес, а где на открытке должны стоять данные получателя, чтобы открытку можно было отправить по почте.
— Я несколько удивлена тем, что дети совсем не знают, как обращаться с открытками, — поделилась своими впечатлениями заведующая отделом редкой книги Наталья Сонина. — Ведь раньше мы без труда к каждому празднику подписывали, отсылали по почте и дарили близким и знакомым людям открытки. У многих из нас открытки до сих пор хранятся в домашнем архиве, мы их перечитываем и вспоминаем наших близких, особенно тех, кого уже нет рядом с нами. У современных детей процесс подписывания открытки вызывает затруднение, поскольку у них нет такого опыта.
— У ребят, правда, было задание написать письмо своему соседу по парте. Затем они писали другу или подруге, бабушке, дедушке… Но тогда дети писали в тетради. А вот открытку они заполняют впервые, поэтому такие навыки являются для них новыми, — сказала классный руководитель 4-го «А» класса школы № 14 Нижегородского района Анна Мясникова, подопечные которой и учились заполнять открытки.
По словам учителя, такие акции, какие проходят в детской областной библиотеке, очень полезны. Во-первых, потому что открытку получить гораздо приятнее: она позволяет непосредственно общаться с человеком через прикосновение к бумаге, на которой были написаны предназначенные только адресату строчки. Во-вторых, дети учатся, как написать поздравление на открытке, как его лучше подать, ведь места для текста на почтовой карточке немного. И, в-третьих, процесс сочинения поздравления развивает воображение ребенка, дает ему возможность четко формулировать свои мысли.
Четвероклассникам понравилось работать с открытками. Сначала они с увлечением прописывали данные отправителя и получателя, спрашивая, что и на какой строчке писать. Затем с еще большим энтузиазмом дети рисовали на открытке Деда Мороза, Снегурочку, елку, снеговика — всех тех, кто олицетворяет Новый год.
А после того как рисунки были завершены, оказалось, что среди них нет похожих. У кого-то рядом с елочкой стояла машина, кто-то рядом со снеговиком изобразил себя и своих родителей, где-то Дед Мороз и Снегурочка стояли рядом с елкой. А, например, Маша Тихомирова нарисовала зимний пейзаж — небо, облака и бескрайние дали… Получилось очень ярко, сочно и красиво.
— Я первый раз подписывала и разрисовывала открытку. И теперь подарю ее своей подружке по классу, — рассказала Маша.
Девочке очень понравилось рисовать на открытке, поэтому она создаст подобные поздравления маме, папе и другим близким родственникам.
— Теперь я постараюсь дарить открытки на праздники постоянно, — сказала Маша.
Никита Петров тоже считает, что поздравлять открыткой гораздо интересней, чем по телефону или через интернет.
— Раньше я никогда не пользовался открытками, чтобы поздравлять друзей и родных. А вот теперь, возможно, буду, — заметил он.
А Ира Снегерева призналась, что в ее семье, где кроме нее есть еще две сестры, мама, папа и котенок, дарить открытки стало традицией.
— Мы в нашей дружной семье ежегодно поздравляем друг друга открытками, проводим даже конкурсы, кто лучше их подписал, — сказала она. — У нас есть альбомы, куда мы постоянно складываем открытки, пересматриваем их, когда захочется. Сделали даже электронный каталог открыток. Я считаю, что именно через открытку можно передать свою любовь к близким.
С этим согласны все, кто хоть раз получал открытки от близких друзей и родных — от таких посланий идет тепло.
Открытки, на которых можно рисовать, понравились всем. Как считает Наталья Сонина, таких открыток должно быть больше и разных.
— Неплохо было бы напечатать открытки, где можно рисовать не только с новогодней тематикой, но и для других праздников: на День защитника Отечества 23 Февраля, Женский день 8 Марта, на дни рождения и так далее, — отметила она. — В жизни много праздников, на которые хочется получить душевное поздравление.
Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина