В нижегородском театре «Комедiя» появилась традиция – накануне зимних каникул дарить зрителям новогодний спектакль. В прошлом году это была искрометная комедия «Дуры мы, дуры!». В этом году в театре подготовили сразу три (!) новых спектакля.
На большой и малой сценах
Сразу две премьеры – по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» на большой сцене: детский спектакль «Диковины в Диканьке» и взрослый с оригинальным гоголевским названием – поставили режиссеры Андрей Богданов и Надежда Ковалева. На малой сцене режиссер Ирина Чернышева подготовила «Новую сказку» – интерактивную игру по волшебному книжному лабиринту. Спектакль на малой сцене дети будут создавать сами. Волшебные декорации от Ольги Лагеды, спецэффекты, путешествие на край Земли с фантастическими существами, в котором можно принять непосредственное участие – звучит заманчиво. Это спектакль для детей от пяти до десяти лет.
«Папа, а это можно детям читать?»
Итак, спектакль «Ночь перед Рождеством» для взрослых. Классический гоголевский текст – беспроигрышный материал. В прошлом году в «Комедiи» поставили «Женитьбу», которая мгновенно стала хитом театрального репертуара, надеемся, что и новый спектакль ждет успех.
Истории о том, как кузнец Вакула из Диканьки на Полтавщине, оседлав черта, летал в Петербург за золотыми черевичками для сельской красавицы Оксаны, двести лет. Тем не менее текст Гоголя с успехом инсценируют до сих пор. Одна из последних постановок «Ночи…» в театре имени Вахтангова в Москве наделала немало шума. На протяжение всего действия в этом спектакле проходит сюжетная линия с 12-летней девочкой, которая читает повесть Гоголя, заданную в школе по программе. На самом деле фантастическая повесть классика – отнюдь не детская сказка, многие сцены может расшифровать только взрослый читатель. Девочка даже иногда спрашивает отца: «Папа, а это можно детям читать?» На что отец отвечает: «Читай все, раз задали!» Нижегородцы подошли к проблеме проще: поставили сразу два спектакля – для взрослых и для детей. Так что в первом варианте можно было пошутить по-взрослому, особо не опасаясь, что дети увидят.
Многие актеры играют в обеих постановках, причем разные роли, и это тоже своего рода эксперимент, возможность для артистов показать разные грани своего таланта. (Главное, чтобы сами не забыли, что ты сегодня, например, кузнец Вакула, а завтра – Чуб.)
Детский спектакль – добрый, музыкальный. Как говорит режиссер Андрей Богданов, «…мы попробовали раскрыть всем известный сюжет гоголевской «Ночи перед Рождеством» через игру: жители Диканьки разыгрывают историю в масках, применяя на себе разные роли, и грань между реальностью и вымыслом становится практически не видна. Надеюсь, у нас получился легкий, веселый, спектакль о любви и вере в чудо».
Два черта и комическая троица
Комедию с оригинальным гоголевским названием поставила Надежда Ковалева (кроме всего прочего, еще и великолепная актриса). На ее счету два десятка спектаклей, поставленных в театре. Ковалева-актриса многим запомнилась по роли «гарной дивчины» Гали в спектакле «Хапун» по повести Ольшанского (2006), за которую Надежда получила премию Нижнего Новгорода. Кстати, спектакль «Хапун», сюжетом напоминающий «Ночь перед Рождеством», шел в театре 19 (!) лет и всегда при полном аншлаге. Лично я посмотрела его трижды и всякий раз смеялась от души на протяжении всего действия. В спектакле много бесшабашного веселья, шуток, песен, танцев. Здорово, что ему появилась достойная замена!
Новый спектакль, что называется, с чертовщинкой. Много мистики. Здесь даже чертей двое, а не один, как у классика. Тот, что помладше, ходит за героями по пятам, подбивая их на грех.
Появились новые интересные персонажи. Троица – дьячиха, она же царица (Марина Вязьмина), Свербыгузиха (Евгения Кондратьева) и кума (Ольга Удалова). Эта замечательная компания деревенских «веселушек», великолепно отыгравшая в спектакле «Бабье лето» по рассказам Шукшина, настолько полюбилась зрителям, что стала кочевать по другим спектаклям, как Трус, Балбес и Бывалый из комедий Гайдая. Кажется, актрисы ничего особенно не делают, а зрителям уже смешно.
Рецепт от Солохи
А вы знаете, как делают галушки? Секрет от Солохи (Елены Ериной): берешь… новую подушку и начинаешь ее старательно разминать (маленькие галушки-подушечки потом с аппетитом уплетал Пацюк). Солоха «замешивает тесто» настолько сексуально, что от воздыхателей отбоя нет. И как тут не согрешишь, тем более что преисподняя находится у тебя прямо в подполье. Кстати, это еще одна деталь, благополучно перекочевавшая из спектакля «Хапун». Там адово пекло находилось в погребе у шинкаря.
Великолепно сыграли Вакулу и Оксану актеры Дмитрий Ерин и Мария Коваленко. И все остальные – Чуб, Голова, Черт, дьяк – это чистый восторг! Целый калейдоскоп образов создали подруги Оксаны и деревенские парубки, пафосные жители Петербурга и бравые казаки.
Деревенька зажигает
Отлично продумана сценография художником-постановщиком Борисом Шляминым. Холщовое небо с месяцем, лоскутное одеяло на стене в деревенской избе легко превращались в дворцовые роскошные обои. Диканька – маленькие фонарики-домики, с которыми жители бродят по улице в снежную бурю. В нужный момент игрушечный домик легко превращается и в табуретку, и в колотушку для загулявшего мужа. В потасовке между мужьями и женами игрушечная деревня шумит-гудит, крутится-вертится, как карусель с огоньками. Смешная, трогательная, волшебная, праздничная история.
Ну а что вы хотите – классика!
Елена Анисимова
Фото театра «Комедiя»