День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Николай Величко: «Отразивший время»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/nikolaj-velichko-otrazivshij-vremya#sigProGalleria8b404b3c6d
joomlamodniyportal.ru

В НГХМ / Искусство XX века (площадь Минина, 2/2) открылась выставка картин нижегородца Николая Величко, приуроченная к 90-летнему юбилею художника.

«Золотой век» горьковской гравюры

На автопортрете Николай Величко встречает утро открытой улыбкой, щурится, подставляя лицо солнцу. Большими добрыми глазами всматривается в окружающий мир, пытаясь уловить оттенки наступающего дня. Детскую способность удивляться и радоваться каждому мгновению жизни пронес художник через десятилетия. Большинство работ мастера выполнены в технике акварели, позволяющей передать быстротечность изображаемых образов…

Николай Величко окончил Горьковское художественное училище и графический факультет Харьковского художественного института. Начинал работать в газете, оформлять книги. Возвратившись в Горький, продолжил сотрудничать с Волго-Вятским книжным издательством. В 1960–1970-е годы в стране наступает «золотой век» гравюры. Но в родном городе не было соответствующей материальной базы. Николай Величко организует в Горьком «Эстампный кабинет». Немало сил тратит на приобретение станков – офортного, линогравюрного, литографского – и оснащение их типографскими формами. В итоге на областной выставке 1961 года горьковские графики были представлены линогравюрой и смогли участвовать во Всесоюзной выставке эстампа в 1962 году. Печатной графике Николая Величко посвящен целый зал: графические рисунки в технике линогравюры, автолитографии, офорта и сухого пера.

Ловить мгновения

«Отец умел очень быстро запечатлеть натуру, уловить характерные черты и сразу четко и точно наносил на бумагу штрихи, ничего не исправляя, достигая выразительно портретного сходства, – рассказал «Дню города» сын Николая Петровича, Владимир Величко, художник, в настоящее время возглавляющий Нижегородское отделение Союза художников. – К примеру, вот этот рисунок (достаточно большой, законченный графический портрет женщины. – Е. А.) на моих глазах отец выполнил всего за 15 минут, что очень важно, когда рисуешь акварельными красками. Надо сразу правильно все изобразить, потому что исправить будет уже невозможно. Отец был на редкость талантлив от природы и для меня останется главным учителем в жизни. Каждая из представленных работ – новаторская, у каждой можно чему-то поучиться. Мир глазами художника представлен во всем многообразии красок. Вообще удивительно, почему акварель отнесли к графике, ведь она настолько живописна и умеет сохранять первоначальный цвет даже после высыхания».

Большеформатная акварель

Коньком Николая Величко считалась большеформатная акварель. В России таких акварелистов единицы. Художник много путешествовал по Волге, Оке, Каме. Любил писать такую беспокойную натуру, как вода, схватывать ее сиюминутное состояние. За рубеж Николай Величко стал выезжать с 1969 года. Международное признание к художнику пришло после путешествия по Индии. Виртуозно запечатлел памятники старины, живую, повседневную толчею, этнические особенности индусов. Свыше ста работ было представлено на отчетной выставке в Московском международном Доме дружбы с народами зарубежных стран в рамках месячника индийской дружбы в 1984 году. Выставка имела большой общественный резонанс. Все листы ушли в частные коллекции. С тех пор с Домом дружбы народов у Николая Величко началось плодотворное сотрудничество. Художник часто выезжал за границу, побывал почти в 40 странах мира. Интересен взгляд художника на дальнее зарубежье, куда в советское время простому человеку попасть было трудно. На картинах – разноцветные здания Амстердама, презабавная парочка, тянущая на веревке строптивую козу, царственный Версаль, тонущий в тумане Лондон, богатый азиатский базар, купающиеся в море ребятишки.

«Ищут пожарные, ищет милиция»

Однажды сотрудники Горьковского УВД увидели работы Николая Петровича на выставке и поразились, как художник умеет передавать портретное сходство и выявить характер изображаемого человека. Художника попросили помочь в составлении так называемых словесных портретов опасных преступников. Работе советской милиции художник посвятил целый цикл акварелей. Одна из работ – «После трудного поиска». На полу с забинтованной лапой лежит грустная овчарка. «Позировала» серьезная разыскная собака в мастерской художника, рядом для подстраховки сидел кинолог», – говорит сын художника. Много листов художник посвятил пожарной службе. Лейтмотив картин – столкновение стихии огня и воли человека. Для живописцев есть в этой теме своя романтическая привлекательность – бурное пламя зачаровывает красотой, его изменчивую природу трудно передать средствами искусства. Величко это удалось.

…Николай Петрович был человеком своего времени. Об этом свидетельствуют хотя бы названия серий картин и рисунков: «На строительстве Байкало-Амурской магистрали», «Горький социалистический», «По советской Азии».

Справка

Николай Величко (1932–1992), заслуженный художник РСФСР, график, акварелист, стоял у истоков формирования нижегородской (горьковской) художественной школы. Творческое наследие мастера насчитывает свыше тысячи работ.

Елена Анисимова

Фото автора

  • 118 (1851) 14.12.2022

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

013 (1990) 21.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru