Выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею нижегородского художника Николая Ростовцева в НГХМ / Искусство ХХ века (пл. Минина и Пожарского 2/2), будет работать до 10 марта.
Из искусства не уходил и с рекой не прощался
Николай Александрович окончил художественную школу и художественное училище. А потом вдруг подался в речники. Почему?
– Я довольно постоянный человек, люблю стабильность, – рассказывает Николай Александрович. – И сколько себя помню, всегда хотел стать художником. По окончании художественного училища был направлен в Тонкино преподавателем. Потом – армия. Отслужив, устроился в комбинат торговой рекламы. Деньги там платили хорошие, но надо было писать лозунги, вывески в магазинах ‒ мне было скучно. И когда меня пригласили в художественную школу на Бору, я согласился. Однако и здесь долго не задержался: зарплата была маленькая. Решил пойти в матросы, временно, на один год. На теплоходе мне очень понравилось. Стоишь четыре часа на вахте, а потом восемь часов ‒ ты такой же турист. Перед тобой открываются великолепные виды: Волга, Кама, Волго-Балт, Дон. Объездил так всю центральную часть России. И всегда была возможность собирать художественный материал. Писал речные пейзажи. Так, незаметно для себя, отплавал 11 лет. Даже получил второе специальное образование. А потом по семейным обстоятельствам пришлось оставить работу на речном флоте. Устроился преподавателем в художественную школу на Бору, через полгода стал ее директором. Так что от искусства я никуда не уходил. И с рекой никогда не прощался.
Построил художественную школу
Ростовцев – человек с активной гражданской позицией. В начале 1990-х, когда по всей стране предприятия разваливались, а на культуру вообще махнули рукой, ему при поддержке главы администрации Бора Владимира Иванова удалось на развалинах строчевышивальной фабрики построить художественную школу.
– Зарплаты задерживались, трудно было что-то достать, везде бартерный обмен, – вспоминает Николай Александрович. – И я весь этот проект вычертил сам. Сейчас бы сказали: лицензии на это нет, то да се. А тогда было проще. И мы на каком-то эмоциональном подъеме с мэром эту школу построили.
Потом Ростовцева пригласили в Нижегородское художественное училище. Сначала работал директором, потом, уже на пенсии, стал заместителем директора по воспитательной работе.
– Преподаю с удовольствием, ‒ говорит юбиляр. ‒ В обычной образовательной школе я вряд ли смог бы работать, а здесь ты общаешься с учениками как с коллегами. И они у тебя учатся, и ты учишься у них, – говорит художник.
Романтика и дисциплина
‒У Ростовцева за плечами опыт работы на флоте, соединяющий в себе романтику путешествий и строгую дисциплину, что целиком отражается в его опыте художника, – считает куратор выставки Ирина Маршева. – В основе драматургии работ автора лежит взаимодействие неба, воды и земли, стихия, всегда богатая нюансами и порождающая игру цветовых сочетаний. Несмотря на то что художник прекрасно владеет приемами масляной живописи, его больше привлекает акварель. Эта трудоемкая техника требует невероятной концентрации, она переменчива и трудноуловима, а результат производит впечатление воздушности и текучести.
Река никогда не надоест
– На художника-мариниста я не тяну, там все-таки нужны морские просторы. А уж тем более не претендую на статус Айвазовского, ‒ шутит Ростовцев. ‒ Река всегда занимала мои мысли. Мне кажется, что даже если бы я не работал на теплоходе, то все равно бы ее рисовал. Ведь согласитесь, вы едете отдыхать – вас к реке тянет. Это всегда красиво. Это безумные туманы, рассветы-закаты. На теплоходе часами можно сидеть на палубе, смотреть на воду, и никогда не устаешь, и никогда не надоедает.
Кремль как корона
– Родился я в Канавине, на улице Марата, и с огромным удовольствием вспоминаю свое детство, – говорит художник. – Мещерка. Заросли как в лесу. Мы с мальчишками там играем в казаки-разбойники. Это особенный мир. Может, сейчас я идеализирую. Но во всяком случае это был беззаботный и счастливый возраст. Тот же пленэр – ходили по городу, по склонам лазили.
Сегодня, по словам Ростовцева, город преображается в лучшую сторону.
– Кремль просто не узнать, ‒ считает художник. ‒ А если учесть, что, работая на теплоходе, я много видал кремлей – и в Казани, и в Москве, и в Ярославле, так вот, в Нижнем Новгороде (хоть снизу поднимайся по Волге, хоть сверху спускайся) кремль бесподобен, он, словно корона, возвышается на холме. Это самый шикарный вид!
Справка Николай Ростовцев ‒ заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, преподаватель Нижегородского художественного училища. Окончил в 1973 году Горьковское художественное училище, в 1988 году – Горьковский институт инженеров водного транспорта (судоводительское отделение), а в 2003-м – Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова.
Елена Анисимова
Фото из открытых источников