День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Миф о Макбете

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/mif-o-makbete#sigProGalleria22c004b7f6
joomlamodniyportal.ru

В Нижегородском театре драмы сыграли первую премьеру нового театрального сезона. Нижегородскому зрителю представили трагедию великого английского драматурга Уильяма Шекспира «Макбет».

Российский бэграунд

На сцене Нижегородского театра пьеса «Макбет» никогда не ставилась. В царской России пьеса Шекспира была вообще запрещена. Цензоров пугали картины цареубийства, мир крови и ужасов, мастерски изображенные театральным гением. По особому разрешению трагедия была сыграна несколько раз в конце XIX века. Критики отметили постановку 1899 года в Малом театре, где леди Макбет сыграла знаментая актриса Мария Ермолова. Леди Макбет Ермоловой – женщина с большой волей, решительная, властная, полная любви. Во имя любви героиня готова на любое преступление. Первая постановка « Макбета» в советской России – 1918 год. Режиссер Юрий Юрьев в духе революционного времени гневно осудил тирана. Несмотря на антимонархический запал творения Шекспира, в советские годы трагедию тоже особо не жаловали. Приглашенный в Нижний из Ростова режиссер Геннадий Шапошников обращается к произведениям Шекспира не первый раз. «Поставить «Макбета» – моя мечта последних лет, – говорит Шапошников. – Мое удивление от прошлогодней встречи с труппой Нижегородского театра драмы на постановке спектакля «Смута» дала мне уверенность, что у нижегородских артистов достаточно сил решить высокохудожественную задачу и сыграть такого уровня трагедию».

Герои как истуканы

«Трагедия Макбета – трагедия человека, которому посулили великое будущее и который не смог устоять перед соблазном его приблизить, преступив все нравственные законы, – говорит Геннадий Шапошников. – Макбет, в принципе, был счастливым человеком… Но сверхмечты о большем разрушили его счастье. Он потерял любовь, друзей, авторитет и уважение. Остались только одиночество и страх. Будущее обернулось пустотой. История Макбета кровавая, конечно, но если принять ее как художественный образ, то понимаешь, что в жизни все точно так же можно потерять и без крови». Концепция постановки мифологична. Это обстоятельство нашло свое отражение и в оформлении сцены, и в воплощении характеров героев. Режиссеру хотелось показать, что история постоянно повторяется. Миф о Макбете (X век) настолько древний, что его герои стали уже истуканами. Отсюда на сцене появились камни и надгробия, а у персонажей – гипсовые головные уборы и выбеленные под мрамор лица. «Даже меч Макбета изъеден ржавчиной, что должно говорить о его древности. В постановке каждая деталь неслучайна», – поясняет режиссер.

Кто упал, того «съели»

В спектакле много скрытых смыслов. Декорации – стены каменного замка, ворота которого открываются и закрываются в разных местах. Как в нашумевшем фильме «Бегущий в лабиринте». В фильме подростки в качестве эксперимента находятся на острове, где могут навсегда остаться или, чтобы выбраться, должны пройти сложнейший лабиринт. Главное для них – не утратить себя как личность и не быть съеденными страшными чудовищами. Герои трагедии Шекспира тоже оказались перед выбором: чтобы выжить, главным героям надо идти вперед, совершая и дальше преступления, а другим персонажам – оказаться «не съеденными». На сложность поставленной перед героями задачи указывает и пол замка – шахматное поле, и головные уборы героев – как у шахматных фигур. «Костюмы истуканов как нельзя лучше подходят главным героям. Ведь, по сути, супруги Макбет уже мертвы. Жива только оболочка. Будто выкопали античные скульптуры, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях», – пояснил режиссер, отвечая на наш вопрос нашей газеты. Геннадий Шапошников утверждает, что темные силы – это не мистические персонажи. Это то зло, которое находится в самом человеке.

Оставался голос

Идея идолов, замечательная сама по себе, усложнила поставленную задачу. Ведь грим не позволял передать эмоции мимикой. Образ каменных рыцарей не давал возможностей актерам передавать эмоции жестами. Оставался голос. Но и тут были сложности. По признанию Геннадия Шапошникова, те литературные переводы, которые существуют на сегодня, далеки от совершенства – нет ни рифмы, ни выразительности, даже смысл порою искажается. Ритм и тот выдержан не всегда. Поэтому и диалоги получились не так хороши, как хотелось бы. Но надо отдать должное режиссеру: самые сильные места в тексте Шекспира прозвучали убедительно. Образы главных героев – сэра и леди Макбет (заслуженный артист России Сергей Блохин и артистки Наталья Кузнецова и Маргарита Баголей) – это одно целое, две сильные личности, две стороны одного человека. Макбет в своем злодействе двигается дальше. А его супруга ломается под тяжким бременем греха. На наш взгляд, артисты со сверхзадачей справились. Особую роль в спектакле играют свет и мультимедийные проекции. Художник по свету лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий выстраивает на сцене оригинальную световую композицию… Зрители приняли неодзнозначный театральный материал с восторгом. Чем еще раз потдверждает, что в Нижнем живет искушенный зритель, полготовленный к театральным экспериментам.

Елена Анисимова

Фото Валерии Авдеевой

  • 120 (1853) 21.12.2022

Дата публикации

« Май 2023 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Свежий номер

Свежий номер

047 (1905) 24.05.2023

Партнеры


 gosu  FKGS-220х330

© 2023  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru