День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Маньеризм в Арсенале: встреча через века

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/manerizm-v-arsenale-vstrecha-cherez-veka#sigProGalleria8560141c91
joomlamodniyportal.ru

Настоящее итальянское палаццо воссоздали в музее «Арсенал» организаторы проекта «Названо Вазари. Маньеризм». Заключительная выставка проекта «Названо Вазари» объединяет графические и живописные произведения европейских мастеров ХVI – начала ХVII веков из собрания Пушкинского музея в Москве и работы современных российских художников. Экскурсию для первых посетителей провела куратор выставки Дарья Колпашникова.

Путешествие во времени и пространстве

Структура и архитектура выставки впечатляют. Нас словно приглашают совершить путешествие во времени и пространстве. Например, побывать в аристократическом доме ХVI века. Здесь вам и домашняя капелла, и зала для приемов, и парадная, спальня, библиотека, домашняя часовня и даже сад. Пространства отделены фрагментами стен, напоминающими страницы книги. Что опять-таки неслучайно: проект отсылает нас к знаменитому труду об искусстве Джорджо Вазари – итальянского живописца и теоретика, впервые предложившего концепцию деления истории европейского искусства на три периода: Средневековье, Возрождение и маньеризм. «Названо Вазари. Маньеризм» следует за двумя предыдущими частями проекта – «Названо Вазари. Готика» и «Названо Вазари. Возрождение», с которыми уже смогли познакомиться нижегородцы.

 

Слом эпох

Маньеризм – интереснейшее явление в истории культуры XVI века. Одни исследователи называют это время частью эпохи Возрождения, другие – самостоятельным периодом развития искусства. Куратор выставки Дарья Колпашникова считает, что маньеризм – это в большей степени образ жизни, переломный период с парадоксальным отношением к действительности. Для маньеризма характерны преувеличенная эмоциональность, необычные ракурсы композиционных решений, интеллектуальная и декоративная изощренность.

– Появление маньеризма в искусстве совпало с большими перипетиями европейской истории, – говорит Дарья Колпашникова. – Выставка рассказывает о смене эпох и поколений. Об умении получать удовольствие даже в непростые времена. В качестве пролога выступают события 1527 года, когда Рим был захвачен и разграблен войсками императора Карла V. Этот исторический момент современники восприняли как крах привычного мира и предательство гуманистических идеалов. Частная жизнь, надежно скрытая от посторонних глаз за стенами дворцов и загородных вилл, стала для интеллектуалов ХVI столетия убежищем и спасением от потрясений внешнего мира.

Книга Вазари… в алтаре

Выставка объединила живопись и скульптуру, графику и декоративное искусство ХVI века и века XXI-го. С работами старых мастеров соседствуют картины современных российских художников, вдохновленных чувственностью и драматизмом маньеристического искусства. Идея выставочного цикла принадлежиткуратору региональных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина Анне Гор. Интересное оформления выставки предложили Юлия Напалова и Екатерина Мочалова (Москва, бюро PS Culture).

Не обошлись и без сюрпризов, загадок и шуток. Мы входим в пространство выставки за стеклянными дверями и, как Алиса, погружаемся в мир Зазеркалья. Об этом говорят и фрагменты стен, напоминающие осколки больших зеркал, и странные, неожиданные экспонаты. Например, два скульптурных портрета современного скульптора Петра Дьякова «Без названия». В них нет лица, лишь множество сложенных рук.

«Жесты и мимолетные движения порой могут сказать о человека больше, чем обычный парадный портрет», – говорится в сопроводительной информации. Или графический лист «Ребус № 35» Ивана Языкова (2022 год), где автор изображает мозг человека, сформированный из птичьих крыльев и клубка змей. Вокруг него разворачивается пространство сада. Вьющаяся тропинка ведет посетителя по строго заданному маршруту, который подобен лабиринту, еще одному элементу парков маньеризма.

Интуиция не подводито Зазеркалье создатели экспозиции все-таки думали. В разделе «Сад» мы встречаем большое полотно Евгении Войнар «Алиса средней полосы» (2022 г.), где изображены волшебный сад, диковинные растения – бледные, стеклянные, иллюзорные, – опять-таки навеянные маньеризмом. В пояснении к картине говорится: «Природа – и в естественном состоянии, и в садуне только дарит покой, но и обладает темной разрушительной силой. Эта сторона природного мира интересовала художников и философов ХVII столетия, благодаря чему возник особый вид сада – bosco, он выглядел как нетронутый, но созданный человеком. Мистическое и опасное путешествие героя через лес – один из главных сюжетов рыцарских романов ХV–ХVII веков. Эта атмосфера воссоздана и в живописи Евгении Войнар. Но лес мгновенно меняется, если взглянуть на него через камеру мобильного телефона».

И наконец, шутка: венчает выставку импровизированный алтарь, где вместо Библии – знаменитая книга Вазари об искусстве.

Выставка, и не только

Загадок, аллегорий, иносказаний вы встретите на выставке немало. Экспозиция потребует от посетителей вдумчивого изучения. Стоит прийти сюда не один раз, что-то прочитав об эпохе маньеризма самостоятельно. Выставка будет сопровождаться также просветительской программой для широкой аудитории, инклюзивными и детскими мероприятиями. Запланированы обзорные экскурсии, семейные программы и специальные экскурсии для молодежи. Познакомиться с маньеризмом в «Арсенале» можно будет до 24 марта следующего года.

Елена Анисимова

Фото автора и организаторов

  • 109 (1967) 29.11.2023

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

015 (1992) 28.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru