Настоящее итальянское палаццо воссоздали в музее «Арсенал» организаторы проекта «Названо Вазари. Маньеризм». Заключительная выставка проекта «Названо Вазари» объединяет графические и живописные произведения европейских мастеров ХVI – начала ХVII веков из собрания Пушкинского музея в Москве и работы современных российских художников. Экскурсию для первых посетителей провела куратор выставки Дарья Колпашникова.
Путешествие во времени и пространстве
Структура и архитектура выставки впечатляют. Нас словно приглашают совершить путешествие во времени и пространстве. Например, побывать в аристократическом доме ХVI века. Здесь вам и домашняя капелла, и зала для приемов, и парадная, спальня, библиотека, домашняя часовня и даже сад. Пространства отделены фрагментами стен, напоминающими страницы книги. Что опять-таки неслучайно: проект отсылает нас к знаменитому труду об искусстве Джорджо Вазари – итальянского живописца и теоретика, впервые предложившего концепцию деления истории европейского искусства на три периода: Средневековье, Возрождение и маньеризм. «Названо Вазари. Маньеризм» следует за двумя предыдущими частями проекта – «Названо Вазари. Готика» и «Названо Вазари. Возрождение», с которыми уже смогли познакомиться нижегородцы.
Слом эпох
Маньеризм – интереснейшее явление в истории культуры XVI века. Одни исследователи называют это время частью эпохи Возрождения, другие – самостоятельным периодом развития искусства. Куратор выставки Дарья Колпашникова считает, что маньеризм – это в большей степени образ жизни, переломный период с парадоксальным отношением к действительности. Для маньеризма характерны преувеличенная эмоциональность, необычные ракурсы композиционных решений, интеллектуальная и декоративная изощренность.
– Появление маньеризма в искусстве совпало с большими перипетиями европейской истории, – говорит Дарья Колпашникова. – Выставка рассказывает о смене эпох и поколений. Об умении получать удовольствие даже в непростые времена. В качестве пролога выступают события 1527 года, когда Рим был захвачен и разграблен войсками императора Карла V. Этот исторический момент современники восприняли как крах привычного мира и предательство гуманистических идеалов. Частная жизнь, надежно скрытая от посторонних глаз за стенами дворцов и загородных вилл, стала для интеллектуалов ХVI столетия убежищем и спасением от потрясений внешнего мира.
Книга Вазари… в алтаре
Выставка объединила живопись и скульптуру, графику и декоративное искусство ХVI века и века XXI-го. С работами старых мастеров соседствуют картины современных российских художников, вдохновленных чувственностью и драматизмом маньеристического искусства. Идея выставочного цикла принадлежиткуратору региональных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина Анне Гор. Интересное оформления выставки предложили Юлия Напалова и Екатерина Мочалова (Москва, бюро PS Culture).
Не обошлись и без сюрпризов, загадок и шуток. Мы входим в пространство выставки за стеклянными дверями и, как Алиса, погружаемся в мир Зазеркалья. Об этом говорят и фрагменты стен, напоминающие осколки больших зеркал, и странные, неожиданные экспонаты. Например, два скульптурных портрета современного скульптора Петра Дьякова «Без названия». В них нет лица, лишь множество сложенных рук.
«Жесты и мимолетные движения порой могут сказать о человека больше, чем обычный парадный портрет», – говорится в сопроводительной информации. Или графический лист «Ребус № 35» Ивана Языкова (2022 год), где автор изображает мозг человека, сформированный из птичьих крыльев и клубка змей. Вокруг него разворачивается пространство сада. Вьющаяся тропинка ведет посетителя по строго заданному маршруту, который подобен лабиринту, еще одному элементу парков маньеризма.
Интуиция не подводит – о Зазеркалье создатели экспозиции все-таки думали. В разделе «Сад» мы встречаем большое полотно Евгении Войнар «Алиса средней полосы» (2022 г.), где изображены волшебный сад, диковинные растения – бледные, стеклянные, иллюзорные, – опять-таки навеянные маньеризмом. В пояснении к картине говорится: «Природа – и в естественном состоянии, и в саду – не только дарит покой, но и обладает темной разрушительной силой. Эта сторона природного мира интересовала художников и философов ХVII столетия, благодаря чему возник особый вид сада – bosco, он выглядел как нетронутый, но созданный человеком. Мистическое и опасное путешествие героя через лес – один из главных сюжетов рыцарских романов ХV–ХVII веков. Эта атмосфера воссоздана и в живописи Евгении Войнар. Но лес мгновенно меняется, если взглянуть на него через камеру мобильного телефона».
И наконец, шутка: венчает выставку импровизированный алтарь, где вместо Библии – знаменитая книга Вазари об искусстве.
Выставка, и не только
Загадок, аллегорий, иносказаний вы встретите на выставке немало. Экспозиция потребует от посетителей вдумчивого изучения. Стоит прийти сюда не один раз, что-то прочитав об эпохе маньеризма самостоятельно. Выставка будет сопровождаться также просветительской программой для широкой аудитории, инклюзивными и детскими мероприятиями. Запланированы обзорные экскурсии, семейные программы и специальные экскурсии для молодежи. Познакомиться с маньеризмом в «Арсенале» можно будет до 24 марта следующего года.
Елена Анисимова
Фото автора и организаторов