Период советской истории включает в себя множество событий: от кровавых войн до сплоченных демонстраций. Все они так или иначе отразились в искусстве молодого социалистического государства, которое является огромным пластом в культуре нашей страны. Возможность познакомиться с ним дает Нижегородский государственный художественный музей, где на прошлой неделе открылась выставка «Красная Атлантида». Проникнутое коммунистическими идеалами, отражающее революционную борьбу масс и их героический труд, именно искусство СССР оказало сильнейшее влияние на культуру социалистических стран и на художников во всем мире.
Атланты и белые пятна
2017 год – это год столетия великой социалистической революции, которая впервые поставила искусство на службу народу. В преддверии этого события 27 октября состоялось открытие выставки «Красная Атлантида» в Нижегородском художественном музее. Почему именно Атлантида? На этот вопрос организаторы выставки отвечают так: «Советский Союз исчез из геополитической карты мира подобно Атлантиде, погрузившейся в морскую пучину».
На выставке представлены более 200 произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства с 1917 по 1991 год. Многие произведения 1920–1930-х годов были показаны впервые. Например, монументальные полотна К. Корыгина, В. Пшеничникова, И. Гурвича и Г. Гордона, которые прошли значительную реставрацию и хранились на валах.
Экспозиция расположена в хронологическом порядке, начиная с искусства авангарда, а также других направлений 1920–1930-х, расположенных на втором этаже музея. Многие художники левых течений, среди которых и нижегородские авангардисты, с радостью приняли революцию и даже возглавляли ряд художественных просветительских общественных организаций. А завершается выставка 1960–1970-ми годами и, конечно же, 1991-м, годом распада Советского Союза. Благодаря ретроспективному принципу, по которому построена выставка, мы имеем возможность проследить не только как развивалось советское искусство, но и как менялись реалии и история.
Полотна затрагивают множество тем: революция, индустриализация, сельское хозяйство, Великая Отечественная война, 1950-е годы, период оттепели и т. д. Прогуливаясь по залам, внимательно разглядывая произведения различных советских периодов, можно отметить разнообразие стилистики, жанров, сюжетов.
Но на выставке «Красная Атлантида» можно познакомиться (или вспомнить) не только с такими атлантами социалистического искусства, как Петр Кончаловский, Сергей Малютин или Михаил Куприянов. Может быть, еще большее внимание зрителей привлекут белые пятна советской живописи. К примеру, незаслуженно забытый авангардист нижегородский художник 1920–1930-х годов Василий Маслов, который ничем не уступает неоакадемистам той эпохи.
Искусство вновь принадлежит народу
В свое время многие из этих работ входили в постоянную экспозицию, но с приходом «перестройки» их пришлось убрать. И вот теперь, спустя чуть более четверти века, мы можем взглянуть на эти великолепные полотна с невероятной передачей цветов, полутонов, разглядеть статуарность персонажей, событийность сюжетов. И если раньше на эти картины человек глядел сквозь призму сопутствующей идеологии, то теперь мы можем в полной мере оценить все художественные достоинства и реальные живописные качества высокого класса. Наверное, поэтому многие посетители музея ратовали за то, чтобы сделать экспозицию постоянной. И причин было много: от сентиментальной ностальгии до необходимости познакомить молодежь с одним из важнейших периодов страны.
Взгляд сквозь столетие
На открытие выставки пришло множество деятелей искусства разных поколений.
– Для нашего города открытие этой выставки – это большой праздник, – считает директор современной арт-галереи Futuro Майя Ковальски. – Большая радость, что мы сможем увидеть эти замечательные работы и познакомиться с художниками социалистического толка, узнать новые имена замечательных советских живописцев, о которых мы раньше не знали.
Конечно, эта выставка при всей ее масштабности и монументальности всего лишь небольшой срез советского искусства, который воплотил жизнь огромнейшей мощной страны и ее народа. Сейчас этой страны уже нет, но ее искусство осталось, и как бы мы к нему ни относились, оно являет собой часть мировой культуры XX века, которую, кстати, очень ценят на Западе. К сожалению, наши граждане не так близко знают живопись советских авторов, поэтому «Красная Атлантида» дает нам эту возможность познакомиться с искусством нашей страны и через это искусство увидеть великую державу, в которой многие из нас когда-то жили.
Полотна знаменитых советских художников вы можете увидеть в НГХМ (Кремль, корпус 3) до 14 января.
Дарья Королева
Фото Алексея Манянина