День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Комедiя-фест»: девять дней на любовь

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/komediya-fest-devyat-dnej-na-lyubov#sigProGalleria03f57b097d
joomlamodniyportal.ru

В Нижнем Новгороде завершился 2-й всероссийский моножанровый фестиваль«Комедiя-фест», подаривший зрителям немало ярких впечатлений, теплых встреч и приятных сюрпризов.

Не только «парад звезд»

Девять дней в начале июня стали настоящим праздником для нижегородских театралов. Ведь согласитесь, где и когда одновременно еще увидишь лучшие спектакли страны, познакомишься с прекрасными актерами из Южно-Сахалинска, Вологды, Ижевска, Краснодара, Новосибирска, Москвы. Как заметил председатель жюри, профессор Государственного института театрального искусства (ГИТИС) Михаил Чумаченко, первый фестиваль – мероприятие, ни к чему не обязывающее. Можно проводить второй, а можно и не проводить (первый фестиваль состоялся осенью прошлого года). Однако волевым решением главы администрации Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева фестиваль сделали ежегодным. А значит, правила игры изменились.

«Комедiя-фест» – это уже не просто «парад звезд» театрального искусства, а состязание в мастерстве режиссеров, актеров, художников-постановщиков. Каждый спектакль – вызов, каждый – со своей интригой. Появился соревновательный интерес. Так, на фестиваль были заявлены сразу четыре постановки Шекспира, причем два спектакля по пьесе «Много шума из ничего» и комедия по трагедии «Ромео и Джульетта». Театральные коллективы постарались показать в Нижнем что-то новое, необычное, свое. Экспертный совет выбрал в девять спектаклей. Билеты на них были проданы мгновенно.

Открытые обсуждения

По словам директора театра «Комедiя» Дмитрия Коновалова, в прошлом году обсуждения фестивальных спектаклей проходили в закрытом формате, на следующее утро после показа, а на этот раз – сразу после спектаклей. Причем подискутировать приглашали и зрителей тоже. По мнению театрального критика Веры Сердечной, фестиваль «Комедiя-фест» интересен тем, что здесь можно понаблюдать, над чем мы сегодня смеемся, а что уже не вызывает эмоционального отклика. Посмотреть, в каком направлении развивается театральное искусство, порассуждать о природе комического. Тем, кто принимал участие в обсуждениях спектаклей, интересно было пообщаться с профессиональным жюри, критиками, актерами, поделиться своими впечатлениями об увиденном. И это было здорово – почувствовать себя на одной волне с другими зрителями, коллегами, услышать разные мнения о постановках. Оценивали спектакли помимо уже упомянутых Веры Сердечной и Михаила Чумаченко театровед, завлит Кинешемского театра Александр Воронов, эксперт по коммуникациям в сфере культуры Юлия Юдина, театральный критик Валентина Федорова.

Смешное чувство?

Как ни странно, но, судя по фестивальным показам, самое смешное сегодня в нашей жизни – это любовь. Практически все пьесы, которые вошли в афишу фестиваля, были связаны с вечной темой: «Люблюнемогу», «Ночь любовных помешательств», «Много шума из ничего», «Женитьба», «Ромео и Джульетта», «Дуры мы, дуры». Действительно, как порой бывают смешны люди, когда влюбляются. Слепо доверяют своим избранникам, ничего не замечают вокруг, не понимают друг друга, говорят глупости, ревнуют, переживают по пустякам. А уж сколько советчиков появляется, стоит только влюбиться и открыться,и познакомят, и поссорят, и помирят, и разведут. Родители бросаются спасать детей, друзья – помогать. А уж если дело доходит до свадьбы…

Подколесин и другие

Конкурсные показы открылись спектаклем «Женитьба» вологодского ТЮЗа. У нижегородцев еще свежи впечатления от недавней громкой премьеры «Женитьбы» в нашем театре «Комедiя». Но и вологжане не подкачали. Спектакль очень понравился зрителям. Это качественная, хорошо поставленная классика. Режиссер Ирина Зубжицкая сделала главным источником смешного сам гоголевский текст. Именно над ним зрителям было предложено посмеяться. Понравились декорации. Сценическое пространство спектакля было усеяно разного размера домиками – очертания некоторых из них напоминали сколоченные из деревянных досок свадебные фраки. Зрители отмечали, что Подколесин в спектакле оказался слишком эмоциональным – идея убежать увлекала его ничуть не меньше, чем мысль о свадьбе, поэтому он и удрал через окно из дома невесты.

«Шумный» Шекспир

Обе постановки комедии Шекспира «Много шума из ничего» – московского Губернского театра и нижегородского ТЮЗа – великолепные, зрелищные. Спектакль ТЮЗа популярен в городе – есть зрители, которые уже посмотрели его пять-шесть раз. Мало того, нижегородские фанаты Шекспира пришли на обсуждение, чтобы признаться в любви талантливым артистам. Жюри отметило, что спектакль во многом выиграл благодаря специально сделанному новому переводу текста. Тем более что сама по себе история в пьесе, которой без малого 500 лет, запутанная. Без быстрых понятных объяснений трудно разобраться.

Московский Губернский театр (МГТ) создан в 2013 году. Возглавил МГТ известный актер Сергей Безруков. За сравнительно недолгий срок театр обрел большой репертуар и начал вести активную гастрольно-фестивальную жизнь. Не раз приезжал МГТ и в Нижний Новгород. Постановка «Много шума из ничего» яркая, стильная. Режиссер взял название пьесы за концепцию. Эклектичные костюмы, оригинальный грим, вместо декораций – гора стульев. Как говорили зрители: «Много шума из ничего» от МГТ – просто невероятно шикарный спектакль. Живой, смешной, очень душевный. Ни одной спокойной минуты, столько эмоций! Абсолютно каждый актер выложился по полной. Цветные прически и костюмы придавали на сцене особую живость, яркость и задор».

Любовь, похожая на «Сон…»

«Ночь любовных помешательств»молодежного театра из Краснодара – это «Сон в летнюю ночь» Шекспира, каким его увидел режиссер Даниил Безносов. Пьеса имеет особенное значение для театра «Комедiя» и нижегородских зрителей. Легендарный «Сон…» московского режиссера Валерия Беляковича, которого уже нет с нами, идет в театре 23 года. Поэтому внимание к краснодарскому спектаклю было пристальное. Ведь сравнения неизбежны. Тем значительнее успех фестивального спектакля: смех, аплодисменты, живые реакции зрителя. Уже по оформлению сцены понимаешь, что мир начинает сходить с ума. Деревья, фонари, статуи закреплены на стенах (новогодние елки на потолке «от кошек» мы уже встречали, а такое увидели впервые). Эффект необыкновенный: ты как будто не сидишь, а лежишь и смотришь в небо. Вдали – полная луна, на фоне которой герои превращаются в черные силуэты театра теней. Персонажи спектакля живут в фантастическом мире, где заметно дыхание советской эпохи. Две нелепые влюбленные парочки смешно носятся по лесу с рюкзаками, как пионеры, пытаясь обрести романтическую гармонию. А эльф-гонец Робин Пэк (Александр Киселев), которого часто играют самые подвижные и гибкие артисты, никуда не спешит, вызывая хохот зала уже одной своей неторопливостью. Другой вечный источник юмора в этом материале – бедолаги-ремесленники, которые пытаются освоить актерское мастерство. В ход идет все, что под руку подвернется. Сварочная маска превращается в маску льва, две строительные каски заменяют Фисбе женские прелести. Хорош был в образе разбитного Осла актер Алексей Алексеев, но особенно всем понравилась царица эльфов Титания (Людмила Дорошина) – красавица необыкновенная.

«Люблю – не могу»

Спектакль «Люблюнемогу» привез на фестиваль творческий коллектив «Чехов-центр» из Южно-Сахалинска. Поставил его молодой режиссер Георгий Сурков по пьесе-альманаху Ольги Никифоровой. Герои спектакля рассказывали у микрофона истории своей жизни, а действия как такового не наблюдалось. Спектакль-стендап. Все новеллы были объединены одной темой –непониманием между близкими людьми. Муж и жена, мама и дочь, влюбленные, давние друзья – все друг друга любят, но не могут до конца объяснить, чего хотят на самом деле. Отсюда нелепые ситуации. Зрители отмечали жизненность ситуаций, точно схваченные разговоры. Смех в зале часто оказывался смехом узнавания себя или своих знакомых.

Трагикомедия

Самые жаркие споры в ходе обсуждения вызвала комедия по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» новосибирского Первого театра (режиссер Алексей Золотовицкий). Вообще любопытно было, как режиссер сможет сделать из трагедии комедию. Зрители помоложе согласились с мнением Веры Сердечной, которая увидела в спектакле немало комического и понятного современной молодежи: «Главные герои, неловкие и смешные подростки-гики, которые не умеют говорить о любви. Монологи Шекспира-Пастернака они учат как стихи, и звучат слова заученно и смешно! Маленькая упрямая Джульетта (Дарья Колыванова) толкает действие так же, как расталкивает кабинки для исповеди – главный элемент сценографии. Ромео (Даниил Душкин) – «джедай в очках и не охотник танцевать» – да разве такой может убить, и какие у современных книжных мальчиков дуэли? Пафос уходит, история остается».

На сцене персонажи спектакля в костюмах героев современных видеоигр словно играют в настольную игру, популярную нынче у молодежи. Все, кому в пьесе было суждено умереть, сами зашли в кабинку (она же исповедальня, она же печь крематория) и сгорели. Джульетта чуть не отравилась… йодом, а потом хотела зарезаться ножом для пиццы. Такой вот Шекспир!

Тем, кому за сорок, спектакль не понравился от слова «совсем». Члены жюри и зрители постарше говорили, что из пьесы ушла трогательная лиричность, потерялся смысл. В общем, получилось нечто, отдаленно похожее на Шекспира, но, по сути, совсем другая история. Эксперт по коммуникациям в сфере культуры Юлия Юдина считает, что подобная трактовка пьесы, интересная молодому поколению, имеет право на существование. Нынешняя молодежь идет от видеоистории к книге: сначала что-то посмотрит – фильм, видеоролик, – а потом уже начинает интересоваться, а где бы это можно почитать. В этом смысле спектакль очень полезен. Как сказала театральный критик Валентина Федорова, «пусть подростки хоть в театре спектакль им понятный посмотрят, чем в подворотне будут водку пить». В принципе, она права, хотя, как мне кажется, такие вот «из подворотни» не пойдут в театр вообще. А культурные молодые люди, каких на самом деле немало, трагедию «Ромео и Джульетта» и ее комедийную интерпретацию поймут без труда.

Елена Анисимова

Фото организаторов 

  • 054 (1912) 14.06.2023

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

015 (1992) 28.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru