На прошлой неделе в одном из нижегородских конных клубов состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь», главные роли в котором исполнили лошади. И все это для маленьких зрителей, обделенных родительским вниманием. Чтобы увидеть, как профессионалы клуба раскрыли в своих четвероногих подопечных актерскую грань таланта и как ребята реагировали на необычных актеров, мы отправились за город.
На манеже и тренировочном плацу непривычно тихо. Но стоит заглянуть в конюшню… Вместо недоуздка — роуч (традиционный индейский головной убор), вместо седла — балетная пачка…
— Когда мы создавали наш клуб, мы ставили себе задачу собрать под одной крышей самые необычные масти и породы лошадей, и у нас это получилось, — рассказывает директор конного экоклуба и идейный вдохновитель постановки Елена Гунько. — Дальше больше: мы захотели действительно удивить, ведь в Нижегородской области столько клубов и частных подворий! И вот так однажды нам пришла в голову идея о конном театре, который весьма популярен в мире, но в Нижегородской области почему-то развивается слабо.
Подготовка к постановке спектакля начинается задолго до написания сценария — с изучения характеров актеров. Лошади не умеют говорить, не умеют жестикулировать, но в артистизме им не откажешь. В конном экоклубе это поняли, когда собрали под своей крышей почти три десятка лошадок: оказалось, что разные масти, породы и экстерьер далеко не единственное различие между этими великолепными животными.
Вороному красавцу Гонгу из-за масти досталась роль «злодейского коня». Партнерша Гонга по сцене Ольга Калинина, которой выпало исполнять роль злой волшебницы, признается, что нечто общее у коня с его амплуа есть:
— Гонг — большой меломан, предпочитает классическую музыку. Если ему не нравится композиция (а выступления в выездке всегда сопровождаются музыкой), может проявить нелучшие стороны своего характера и отказаться двигаться. Именно поэтому для нашего спектакля мы долго подбирали музыку.
Трудно было наладить партнерские отношения и другим участникам спектакля — «индейцу» и его коню. Пугливый Мичиган долго не мог привыкнуть к необычному виду своего всадника, но еще дольше привыкал к собственному сценическому наряду — его уздечку украсили перьями! А ведь в таком виде ему предстояло еще и прыгать через препятствия! Но все обошлось: препятствия были с легкостью взяты и дружба «индейца» с его конем установлена.
Самые большие надежды возлагали на самых маленьких четвероногих актеров. Мини-лошадки Кайли, Долли и Монарх исполнили роли… маленьких лебедей. Под знаменитую мелодию Чайковского три маленькие лошадки кружили по манежу, вызывая задорный детский смех и восхищение.
Сценарий, написанный с учетом характера и навыков каждой лошади, продуманные декорации, специально сшитые костюмы и, конечно, музыка — на создание этого небольшого спектакля понадобилось немало сил. Режиссеру Ольге Тимчишиной пришлось прежде всего учитывать «лошадиную» специфику:
— С лошадьми работать интересно, но нелегко. Заставить четвероногих артистов выполнить режиссерскую задачу можно силой, что для нас неприемлемо, или сделав их единомышленниками, друзьями. И лошади с людьми еще больше сплотились в едином творческом порыве. Кстати, главной темой спектакля мы выбрали дружбу.
По сюжету маленький мальчик засыпает и ему снится странный сон: будто злая колдунья похищает его любимую игрушку, а он ради дружбы решается бросить вызов злодейке, чтобы вызволить своего плюшевого Дракошу, роль которого исполняет сценарист и режиссер Ольга Тимчишина.
Небольшое представление из нескольких номеров получило самую большую награду — восторг маленьких зрителей.
— Я здесь первый раз, — делится впечатлениями Вика Пенькова, — мне очень понравились лошадки! Они большие и милые.
Саша Малышева тоже не испугалась больших четвероногих актеров и очень жалела, что во время спектакля не дали покататься.
Зато после представления маленьких зрителей ждало чаепитие с пирогами и живое общение с четвероногими актерами.
В конном экоклубе это уже третий проект. Конный спектакль — это не только необычное развлечение, но и школа воспитания: ребята-актеры учатся лучше понимать лошадей, а зрители видят пример сотрудничества, желания быть полезным, ведь именно в этом лошади превосходят людей.
Ирина Белова
Фото Натальи Бурухиной