Как все начиналось
Русский музей фотографии был создан 21 сентября 1992 года по инициативе общественности. В его создании участвовали как фотографы, которые передали свои коллекции, так и коллекционеры.
По словам директора Русского музея фотографии Веры Тарасовой, нижегородский музей был образован на пять лет раньше московского и на 10 лет раньше санкт-петербургского.
– В нашем городе была очень сильная фотографическая школа и творили такие признанные в России мастера, как Максим Дмитриев и основоположник жанра художественной фотографии Андрей Карелин. Именно благодаря им мы знаем, как выглядел Нижний Новгород в середине XIX – начале XX веков. Не прекращалась фотографическая жизнь и в советское время. В городе Горьком работал фотоклуб «Волга», – рассказала Вера Тарасова. – Эта история, а также множество дошедших до нас работ и стали толчком для создания музея.
Кстати, о его открытии, по словам его директора, задумывались давно. Еще в 1896 году, когда был организован музей в Дмитриевской башне Нижегородского кремля, в его открытии участвовали Андрей Осипович Карелин и его сын Андрей Андреевич Карелин. Тогда фотографы подарили музею свои коллекции. И возникла необходимость в создании музея фотографии. Но музей так и не был открыт. Организовать его удалось только шесть лет спустя людям, действительно увлеченным фотографией.
Государственным музей стал с 2000 года. Он стал первым в России музеем фотографии и одновременно одним из самых молодых музеев в Нижнем Новгороде.
Место выбрано неслучайно
Помещение для Русского музея фотографии власти выделили в старинном особняке XIX века. В то время музею отдали только первый этаж здания.
В этом историческом доме работали всемирно известные фотографы: Андрей Осипович Карелин (1837–1906) – основоположник художественной фотографии, Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) – основатель публицистической фотографии. Кстати, последний еще и жил в этом доме с женой и тремя детьми на третьем этаже. Его по просьбе фотографа надстроила купчиха Пальцева, которой принадлежало здание.
Второй этаж дома был построен по специальному проекту Андрея Карелина. Это фотопавильон со стеклянным потолком и стеклянной стеной, выходящей на улицу Пискунова. Так было сделано для того, чтобы в фотопавильоне было больше света.
«Фотопавильон занимал весь второй этаж каменного белого дома…Все стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего Новгорода. Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом, – пишет художник того времени Ф. Богородский. – Эта витрина была очень популярна, около нее всегда толпились зрители. Здесь можно было видеть фотографии Алексея Максимовича Горького с Федором Ивановичем Шаляпиным, В. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, других деятелей культуры и искусства».
Русский музей фотографии – первый в России музей фотографии и одновременно один из самых молодых музеев в Нижнем Новгороде.
На 1-м этаже здания № 9 по Осыпной улице, а ныне Пискунова, располагалась фототипия Дмитриева. Сейчас здесь историческая экспозиция. Зрители могут увидеть самые ранние деревянные камеры ящичного типа 1870-х годов, рассчитанные на стеклянные негативы. Кроме того, представлены фотоаппараты разных фирм: AGFA, Zeiss-Ikon, Goerz, аппарат известной фирмы Kodak, Leica. Тут же можно увидеть деревянную дорожную фотокамеру, которая принадлежала Максиму Петровичу Дмитриеву. Ее вес вместе с объективом составляет около 100 килограммов! Именно с ней фотограф проделал грандиозную работу – около 10 лет снимал Волгу от истока до устья, запечатлел виды больших и малых волжских городов – Твери, Рыбинска, Городца, Казани, Симбирска, Самары, Саратова, Астрахани и многих других. За этот труд она был избран действительным членом Географического общества, а его снимки использовались во многих научных трудах того времени.
Лучшее за 160 лет
На свой юбилей в Русском музее фотографии открыли несколько выставок. Первая представляет собой собрание фотографий из лучших коллекций, которые оказались в музейном фонде благодаря дарителям – фотографам, хранителям семейных архивов, коллекционерам. За 25 лет работы Русский музей фотографии собрал более 210 000 уникальных экспонатов. Вот из них для юбилейной выставки были выбраны самые яркие и наиболее интересные. Планируется, что экспозиция будет работать по 8 октября.
– Хронологический период выставки: 1850–2010-е годы. Это дагерротипы, фотографии на стекле и фарфоре, жести, работы из альбома московского фотографа Михаила Настюкова, Андрея Карелина и фототипии Максима Дмитриева. Эти имена занимают почетное место в истории отечественной фотографии, а представленные работы по праву считаются жемчужинами музейного собрания, – сообщила Вера Тарасова. – Немаловажно, что на 80 процентов это подлинники, а не копии!
Кроме них, в честь юбилея для выставки выбрали и другие фотографии коллекций. Это художественные и репортажные снимки как старых мастеров, так и современных авторов.
– География авторов большая, – отметила директор музея. – Помимо нижегородцев, свои работы представили фотографы из таких городов, как Казань, Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, а также из других стран: Германии, Франции, США.
История одного сундука
Также юбиляры показали фрагменты будущей экспозиции «История одного сундука» и «Там, где были слышны шаги …».
Экспозиция «История одного сундука» рассказывает о Федоре Фомине, ученике Андрея Карелина. Федор жил в доме № 9 по Осыпной улице, спал на сундуке, отсюда и название выставки.
– Имя Федора Фомина, видного фотографа дореволюционной поры, сегодня практически забыто. Выучившись у Карелина, мастер работал в основном в провинциальной глуши, запечатлев для будущих поколений самобытный облик уездных городов и их жителей. Макарьев, Васильсурск, Семенов – вот адреса его фотографических заведений, – пишет нижегородский краевед Станислав Смирнов.
По его словам, в ателье Андрея Карелина 15-летнего Федора устроила бабушка, проживавшая в Нижнем Новгороде. В мастерской корифея русского фотоискусства Федор провел семь лет, в совершенстве освоив за это время технику фотографии. А когда крепко встал на ноги, открыл собственное заведение. Но успешно конкурировать с именитыми нижегородскими коллегами – Карелиным, Дмитриевым, Лейбовским – новичку было нелегко, вот он и принял решение – попытать счастья на периферии.
В небольшой экспозиции, представленной к юбилею, можно увидеть фотографии Федора Фомина.
В фондах музея – более 210 000 уникальных экспонатов от дагерротипов до замечательного достижения современной науки и техники – голограмм, или объемных фотографий.
Еще один фрагмент будущей выставки «Там, где были слышны шаги …» посвящен семье зачинателя российской публицистической фотожурналистики. Сейчас экспозиция располагается на третьем этаже, где жил Максим Дмитриев с семьей.
– Там сохранился пол, по которому ходил Дмитриев. Также во время ремонта были найдены каминные часы, принадлежавшие его семье, женские и детские сапожки и женские колодки, – рассказала Вера Тарасова.
Там же можно увидеть свидетельство, по которому работал Максим Дмитриев. До революции 2017 года каждый фотограф должен был получить документ, чтобы легально работать. А в советское время профессиональными фотографами считались только те, кто сотрудничал с редакциями газет или книжными издательствами.
Музей фотографии стал домом
Русский музей фотографии объединил многих именитых фотографов и их семьи. Многие в дом № 9 на улице Пискунова приходят как к себе домой. И приносят свои семейные реликвии. Одним из таких людей стал Михаил Александрович Чириков, правнук и основатель музея Евгения Николаевича Чирикова в Нижнем Новгороде.
Евгений Чириков – писатель, драматург, публицист и фотограф. Многие годы он жил в разных городах, а в 1912–1913 годах во время балканского кризиса работал фронтовым корреспондентом. В 2014 году его фотографии экспонировались в Русском музее фотографии. Фронтовые съемки Евгения Николаевича Чирикова представляют интерес как документы истории. Фотографии писателя, сделанные на Балканах, уникальны еще и потому, что в архивах осталось не так много фотографий этого периода.
Эти фотокарточки родственники передали в музей. Правнук Чирикова Михаил Александрович считает теперь его своим домом.
– Прадед хорошо был знаком с Максимом Дмитриевым, а здание, где располагается Русский музей фотографии, словно его родной дом, – сказал Михаил Чириков. – Когда я сюда прихожу – это один мир, моего прадеда и его друзей. Здесь в фондах музея хранятся его фотографии моей прабабушки Валентины Георгиевны Чириковой. У нас большая коллекция фотографий Дмитриева в архиве. И мы сюда с удовольствием приходим, сотрудничаем, показываем фотографии, обсуждаем, когда находится что-то новое. Мне этот мир фотографов того времени очень дорог. Современные технологии дают возможность делать фотографии изумительной красоты, но фотоискусство, которым обладал Дмитриев, было потрясающей высоты. И хорошо, что всю эту историю музей бережно хранит.
Объединяет музей и молодых фотохудожников. При Русском музее фотографии создана студия «МиГ». Это объединение фотографов, молодых и активных, многие из которых уже успели заявить о себе на международных, российских и областных фестивалях и конкурсах. Их выставки проходят не только в Нижегородской области. Они были в Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Омске, Перми. Приглашали молодых фотографов в Сербию, Германию, Францию.
Некоторые студийцы сейчас стали членами Союза фотохудожников России и тоже презентуют свои коллекции музею.
– Имея такую поддержку, мы растем и развиваемся. Поэтому у нас проходят такие замечательные фотовыставки и интересные проекты, – отметила директор музея. – Мы приглашаем нижегородцев и гостей города посетить наш музей и увидеть лучшее из наших уникальных фондов.
Подготовила Дарья Светланова
Фото Алексея Манянина