В НГХМ / Современное искусство (пл. Минина и Пожарского, 2/2) до 28 января работает юбилейная выставка заслуженного художника РФ Инессы Сафроновой. Наш корреспондент узнала, почему у выставки нет названия, как получилось, что вопреки моде автор великолепных пейзажей, портретов и натюрмортов работает преимущественно в реалистической манере и отдает предпочтение масляным краскам.
«В день метр не напишешь?!»
Инесса Викторовна родилась в городе Горьком. Брат и отец – известные художники. Серьезное отношение к живописи передалось девочке от отца, народного художника РФ Виктора Сафронова. Детство нашей героини прошло в городе Ульяновске, где она окончила художественную школу. А для получения профессионального образования Инесса вернулась в родной Горький и поступила в художественное училище. Через год по его окончании уже была экспонентом региональной выставки «Большая Волга» в Чебоксарах. С тех пор участие в выставках и художественных проектах стало важной составляющей ее творческой жизни.
На выставке, которая проходит в художественном музее в настоящее время, можно увидеть работу «Хохлома» начинающего мастера, написанную маслом. Инесса Викторовна вспоминает: «Как-то, уже окончив художественную школу, я зашла к папе в мастерскую. До поступления в вуз оставался еще год. И говорю: «Ну вот, где теперь порисуешь вне стен художественной школы?!» А он: «Да ты что! Давай вставай к мольберту!» и сразу выдал мне большой холст. А нас в художественной школе учили писать только акварелью. «Когда-то надо начинать, – говорит отец, – да и что ты за художник, если в день метр не напишешь?!» Я попробовала. Раза два-три сходила к нему в мастерскую. Получился яркий, красочный натюрморт. Эту работу потом у отца даже хотели приобрести в музей».
Без эскизов
«Мы с куратором не стали придумывать название выставке, – замечает автор работ. – «Созерцание»? «Впечатление»? «Мечты»? Наверное, все вместе». На картинах художницы жизнь во всех проявлениях – с радостями, волнениями, во всем ее многообразии.
Сафронова не делает эскизов. «Сколько ни пыталась повторить потом первый вариант, получается уже не то, – объясняет художница. – Что-то незримое исчезает в образе. Наверное, мне важно выплеснуть на холст первое впечатление».
Инесса Сафронова представляет классическую школу реалистической живописи. «Ее картины, сложные по композиции, мастерские в тонально-цветовом решении, отмечены целостностью образного выражения и крепостью пластического языка, – отмечала заслуженный работник культуры РФ искусствовед Лариса Помыткина (1939–2021). – Художник одинаково увлеченно работает в разных жанрах и отдает предпочтение созданию полотен, в которых все жанры включены в единую тематику».
Картина маслом
«Отец учил меня писать ближе к натуре, – делится своими воспоминаниями Инесса Сафронова, – говорил: то, что создал бог, прекрасно, а ты просто старайся отразить это на холсте». Начинающий живописец сразу полюбила масляные краски. Это позволяет вести работу многодельно, делать исправления, смешивать цвета на палитре. «Работа маслом – серьезная живопись, – убеждена Инесса Викторовна. – А у меня всегда была высокая планка. Сначала перед глазами был пример отца. В училище преподавал народный художник РФ Алексей Варламов. Мне было на кого равняться. Понятно, что в семье было много художественных альбомов с репродукциями картин великих художников. Из современников восхищал колорит натюрмортов Стожарова, нравились работы братьев Ткачевых, Гелия Коржева – его манера письма, скрытый философский смысл».
Любимая модель – дочь
В своем творчестве художник часто обращается к образу дочери Ольги. Первый раз мама написала Олю трех месяцев от роду.
«С тех пор дочь стала моей любимой моделью, – признается Инесса Викторовна. – Ее портретов у меня, наверное, штук пятнадцать. На выставке представлена работа, созданная буквально за два дня. Оле тогда было восемь лет. Девочка сидела на веранде, и сквозь ажурные поля шляпы на ее лицо ложились затейливые тени. Дочка была такая хорошенькая. Я зацепилась за взгляд ее серых глаз, что-то в душе дрогнуло, и я взялась за кисти. Этот портрет до сих пор стоит у меня в мастерской на видном месте».
Достучаться до каждого сердца
«Неправильно реализм считать методом, ушедшим в прошлое, – размышляет наша героиня. – Реалистическая манера дает художнику большие возможности. Другое дело, что конкретно изображает художник. Мой девиз: «Работать достоверно, ярко, с душой». Сколько всего, что может человека задеть, затронуть, взволновать. Нужно писать так, чтобы достучаться до каждого сердца. Допустим, у меня есть работа «Ненужные». На картине изображен одинокий бомж, – сидит зимой на картонке, рядом – собака. Эту пару я увидела как-то у Московского вокзала. Сюжет меня тронул. Захотелось его написать. Даже эти собачьи глаза – такая боль во взгляде… и у человека тоже боль».
И все-таки позитивных картин у Сафроновой намного больше. Впечатления от путешествий, разных уголков мира, природы легли в их основу. «Хорошо, что в жизни всегда есть место многообразию, – говорит Инесса Викторовна. – И слава богу, что наш мир не черно-белый».
Елена Анисимова
Фото организаторов выставки