День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Федор Шаляпин: «Царь-бас» русской оперы

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/fedor-shalyapin-tsar-bas-russkoj-opery#sigProGalleria4afeee9e00
joomlamodniyportal.ru

Великому русскому певцу Федору Шаляпину исполнилось бы 150 лет. В Нижнем Новгороде до конца года запланированы концерты, выставки, литературно-музыкальные вечера памяти Федора Ивановича. Расскажем о том, почему имя Шаляпина так дорого нижегородцам и в каких местах в нашем городе о певце можно узнать больше.

Что не сказано

Сегодня о Шаляпине много говорят и пишут, хотя в советское время в нашей стране его имя было под запретом. Эмигрант, противник советской власти. Сейчас о нем говорить не то что можно, а нужно. При жизни певец был человеком достаточно открытым. Любил фотографироваться, снимался в кино, записывал грампластинки. Федор Иванович оставил после себя замечательные мемуары. Первую книгу «Страницы моей жизни» написал в соавторстве с Максимом Горьким, вторую – «Маска и душа» – сам, без чьей-либо помощи, и проявил себя в сочинительстве как интересный рассказчик, поражающий глубиной своих рассуждений и знанием жизни. Нижегородцам будут интересны факты из жизни Федора Шаляпина, связанные с Нижним Новгородом.

Снял комнату на Ковалихе

Первый раз Шаляпин приехал в наш город в 1896 году, когда Нижний готовился к открытию XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки. Молодой певец прибыл на гастроли вместе с частной оперой мецената Саввы Мамонтова. Как напишет позже Шаляпин в своих воспоминаниях, «у какой-то старухи на Ковалихе снял комнатку». Город «сразу очаровал своей оригинальной красотой, стенами и башнями кремля, широтой водного пространства и лугов». В Нижнем Новгороде к тому времени завершилось строительство нового городского театра на Большой Покровской. Театр открылся 15 мая оперой Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») с Шаляпиным – исполнителем главной партии. В последующие дни и месяцы (до конца 1896 года) в театре были поставлены почти все оперы классического репертуара, в том числе «Демон», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы», «Самсон и Далила», «Аида». Федор Иванович пел в них первые басовые партии. Позже, став великим оперным певцом, Шаляпин часто признавался, что именно на нижегородской сцене обрел веру в себя. До Нижнего Новгорода певец год прослужил в Мариинском императорском театре в Санкт-Петербурге. В столице Шаляпина не покидало чувство непризнанности. Он чувствовал себя неуверенно в силу отсутствия специального образования. Среди артистов Мариинки, как пишет Федор Иванович, царили зависть и злословие. В частной опере Шаляпин окунулся в совсем иную, дружескую атмосферу. Артистам была предоставлена полная свобода. Декорации к постановкам частной оперы рисовали известные художники – Коровин, Поленов, Врубель. С ними певец в дальнейшем подружился и только их мнение считал объективным. Под влиянием художников Федор Шаляпин стал сам придумывать свои сценические костюмы. Научился неплохо рисовать. Овладел искусством грима. Во время заграничных гастролей сумел настолько мастерски загримировать себя под Мефистофеля, что актеры подходили к нему и проверяли на упругость нарисованные мышцы, думая, что они настоящие. Выступления Федора Шаляпина все больше привлекали внимание нижегородцев, особенно молодежи. Дальше его ждал шумный успех в столице, известность и мировое признание.

«Безумно я люблю Торнаги»

В Нижнем Новгороде Шаляпин встретил свою будущую жену Иолу Торнаги, итальянскую балерину, которая могла бы сделать без него прекрасную карьеру, однако пожертвовала всем ради своей любви к тогда еще малоизвестному певцу. Надо сказать, что Федор Шаляпин сам по себе был личностью неоднозначной и противоречивой. И сегодня среди поклонников творчества волжского баса много споров по поводу того, любил ли он Иолу. Наверное, была влюбленность, которая со временем прошла. Прожили они вместе семь лет. Иола осталась в России, родила Шаляпину пятерых детей. Федор через некоторое время увлекся другой женщиной. Были красивые слова признания в любви на главной репетиции спектакля «Евгений Онегин», где он пропел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Были красивые слова в письмах. А потом в мемуарах об Иоле будет буквально несколько предложений, так же как и о второй жене, Марии. Больше всего в женщинах Шаляпин ценил умение создавать уют в доме и поддержать в трудную минуту. А вот любил ли? В своих книгах Шаляпин скажет, что любовь к женщине – прекрасное чувство, но самая сильная и красивая любовь – это любовь к искусству.

Дружба с Горьким

В свои последующие приезды в Нижний Новгород Шаляпин выступал в Городском и Ярмарочном театрах, участвовал в благотворительных концертах в пользу постройки Народного дома. Летом 1901 года Шаляпин в очередной раз приехал в Нижний Новгород для участия в оперных спектаклях на ярмарочной сцене. После спектакля «Иван Сусанин» к нему в гримерку зашел Максим Горький. Они разговорились и быстро сошлись. Судьбы их во многом были схожи. В трудные годы отрочества и юности оба жили на Волге, бродяжничали, грузили баржи, набирались синяков и ума «в людях», у сапожника, у пекаря. «Обнялись мы тут с ним и расцеловались», – вспоминал певец. Горький и его жена Екатерина Павловна Пешкова пригласили артиста к себе, на Канатную улицу. Шаляпин задержался в Нижнем на несколько дней. Горький был всецело поглощен «простецким, душевным парнем»: «В доме постоянный коловорот людей, в день приходит штук по 30 двуногих просить денег, пробовать голоса, смотреть на Шаляпина. Он желает повеситься, мне плюнуть некогда».

В большой гостиной в квартире Пешковых регулярно устраивались концерты-импровизации. Горький читал свои произведения, Шаляпин пел. Охотников послушать знаменитого московского гостя было так много, что квартира не вмещала всех желающих, и любопытные нижегородцы собирались во дворе дома, где хорошо был слышен мощный бас оперного артиста. Горький стал другом на долгие годы. Когда Шаляпин приезжал в Нижний, вместе с Горьким любил заезжать на дачу архитектора Малиновского на окраине Бора, в местечке Моховые горы. В 2012 году на этом месте установили памятник Максиму Горькому и Федору Шаляпину. Благодарный Нижнему Новгороду уже известный певец Шаляпин передал гонорар от трех концертов на строительство Народного дома и спел на его открытии. Сейчас в здании бывшего народного дома располагается Нижегородский государственный академический театр оперы и балета.

Шаляпинская школа

В 1902 году великий бас пожертвовал средства на строительство и обустройство нижегородской школы в деревне Александровке. Это учебное заведение получилось необычным для своего времени. Школа была замечательно оборудована: цветы, картинки, учебные пособия, бюсты писателей украшали классы. На сцене стояло пианино, в школе ставили спектакли, работали кружки по рукоделию, на рождественские елки от Шаляпина из Москвы привозили подарки. Первое здание школы не сохранилось, его перестраивали, расширяли, но сама школа, а главное, ее творческий, неформальный дух остался. В настоящее время в школе № 140 Приокского района Нижнего Новгорода есть музей Шаляпина, ежегодно там проводятся праздники в честь великого певца.

Выставка на Верхневолжской

Две юбилейные выставки, посвященные творчеству гения оперной сцены, открылись в Нижнем Новгороде в усадьбе Рукавишникова на Верхневолжской набережной и в музее-квартире Горького на улице Семашко, 17. Два исторических здания хранят дух эпохи начала XX века, когда Федор Шаляпин выступал в Нижнем, где в полную силу раскрылся его талант. Поднимаешься по мраморной парадной лестнице дома Рукавишникова на второй этаж, где разместилась экспозиция, – словно идешь послушать новую постановку в оперном театре. Богатый интерьер, великолепная люстра, зеркала, рояль. Кажется, еще немножко, и в зал войдет Шаляпин, зазвучит его неподражаемый голос, красивый, мощный, волнующий.

Выставка на Верхневолжской поможет развенчать некоторые мифы, сложившиеся о Шаляпине. Для творческих людей певец всегда был символом высокого искусства. А в быту нередко бывал скуп и прижимист, любил поесть и выпить. Хотя и жертвовал немалые деньги на благотворительность. Есть на выставке, к примеру, тетрадь с кулинарными рецептами Николая Хвостова, повара Шаляпина, в которой 96 страниц и около тысячи рецептов различных блюд. Экспонируются коробочки от конфет и парфюма с фотографиями певца – как и все смертные, Шаляпин тоже был не прочь заработать на рекламе. Выставлены фарфоровые статуэтки бульдогов: в начале XX века во всей Европе была мода на этих собак. Бульдог жил и у Федора Шаляпина. Валентин Ходасевич вспоминал: «Часто приходил Федор Иванович Шаляпин с Марией Валентиновной… Приводили они любимого бульдога, белого с коричневыми пятнами, до смешного похожего на Федора Ивановича. Когда ему говорили: «Милиционер пришел!», он падал, как подкошенный, на бок и делал вид, что умер, даже дыхание задерживал. Шаляпин его очень любил».

На выставке можно увидеть подлинные письма итальянских импресарио, адресованные Шаляпину, его личную переписку, открытки с изображением артиста, подаренный ученикам «шаляпинской» школы в Александровке фотопортрет Федора Ивановича с автографом, а также импозантную трость из рога. Плюс костюмы из опер, в которых принимал участие Шаляпин, и пластинки с записью его голоса.

Выставка на Семашко, 17

Выставка «Федор Шаляпин и Русская Частная опера С. И. Мамонтова» в Государственном музее А. М. Горького не менее интересна. Помимо уникальных предметов из фондового собрания нижегородского музея представлены экспонаты московского музея-заповедника «Абрамцево». Личные вещи Шаляпина, сопровождавшие певца во время нижегородских гастролей, картины из художественной коллекции артиста. В числе центральных экспонатов –– документы из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) – письма и телеграммы Шаляпина супруге Иоле Торнаги. «Весь 2023 год в России пройдет под знаком юбилея Шаляпина, – отметил заместитель министра культуры Нижегородской области Андрей Попов на открытии экспозиции. – Мероприятия в честь 150-летия со дня рождения выдающегося певца проходят по всей России, и наш регион, безусловно, является одним из центров торжеств… Особо хочется отметить, что экспозиция в музее-квартире Горького – прекрасный пример межмузейного сотрудничества, которое позволяет сделать проект более глубоким и интересным».

Елена Анисимова

Фото автора и Константина Февралева

  • 013 (1871) 22.02.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru