Презентация выставки «Эхо анфилады» нижегородского художника Ивана Дегтева состоялась в культурно-просветительском центре «Свято-Никольский». Название как нельзя лучше отражает два десятилетия творческих исканий художника.
Анфилада от французского enfiler – «нанизывать на нитку» – ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов, расположенных на одной оси. Вспомните, например, дворцовые залы в С.-Петербурге, где воплощена идея так называемого «взаимопроникающего пространства», создающая эффект движения, и все сразу станет понятно. Так и у художника картины идут одна за другой, отражая большой творческий путь автора, расширяя художественное пространство, усиливая впечатление от творений мастера. Образы идеализированы: в основном это портреты в лучших традициях иконописи. Изображая красоту внешнюю, художник словно хочет подчеркнуть внутреннюю красоту человека.
– Выбирая в качестве сюжета для своих произведений образы национального величия, Иван Олегович не отходит от традиций академической школы живописи XVII–XIX веков. Стремление к красоте возвышенной вытекает из желания художника остаться в собственном творчестве приверженцем классических традиций, – отмечает кандидат филологических наук Елена Сухова. – Творчество Ивана Дегтева можно отнести к продолжению традиций «стиля изящных искусств» или, как его еще называли, «бозар». В живописных полотнах прослеживается академический неоклассицизм с неизменной целью мастера – создание подлинно национального стиля на основе отечественной традиции и классической формы.
Завершая программу презентации, Иван Дегтев сказал:
– Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что внутри нас, что заставляет нас выбирать дорогу. И эта замечательная сентенция может стать прологом не только к знакомству с моим творчеством, но и прекрасным поводом к рассуждению на тему диалога творца и зрителя, потому что художника без зрителя не существует.
Елена Анисимова
Фото из личного архива Ивана Дегтева