День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Дон Жуан»: рыбный дождь на сцене

Полным «разгромом» сцены закончился творческий эксперимент в нижегородском театре «Комедiя». На премьере спектакля «Дон Жуан» актеры рвали и метали, «надымили и намусорили», что, как ни странно, понравилось зрителям. Актеры играли в высшей степени свободно и непринужденно, а зрители помогали ставить спектакль.

История образа

Все закономерно: хаос в головах, неразбериха в личной жизни – бардак на сцене. Сегодня, когда интернет развенчал все таинства неплатонической любви, стираются ценности глубоких отношений между мужчиной и женщиной, «романтизму не стало», тема донжуанства выходит на передний план. Меняя женщин как перчатки, плюя на принятые нормы морали, дон жуаны всех стран и народов оставляют после себя разбитые сердца, разрушенные судьбы, становясь и сами каменными бессердечными истуканами…

Дон Жуан – один из «вечных образов« литературы Нового времени: ненасытный обольститель женщин, родом из Испании. Его имя стало таким же нарицательным обозначением повесы и распутника, как имена Ловеласа и Казановы.

В разное время драматурги рассматривали образ нашего героя по-разномуот нахала и безбожника до романтика и заблудшей овцы, дескать, сами женщины виноваты, зачем они так хороши?! Первый художественный образ Дон Жуана создал Тирсо де Молина в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (около 1630 года). В разное время к образу Дон Жуана обращались Мольер, Э. Т. Гофман, Проспер Мериме, Байрон (у него герой не преследует женщину, а его, пассивного, не противодействующего, женщина берет, если представится случай). Из других русских обработок легенды о Доне Жуане известны пьеса 1830 года А. С. Пушкина «Каменный гость» и одноименная опера Александра Даргомыжского. Примиряющая развязка конфликта Дон Жуана с обществом представлена в драматической поэме 1862 года «Дон Жуан» А. К. Толстого.

Срывание занавеса и кулис

Дон Жуан в постановке нижегородского театра «Комедiя»– человек двойной морали, лицемер, обольститель, но не лишен обаяния. Неслучайно его играют два актера. Первый представляет человека, а второй – его внутренний голос, совесть, и друга одновременно по имени Сганарель. Правда, в тот момент, когда нужно принимать ответственные решения, Сганарель тихонько удаляется, то есть совесть Дон Жуана молчит.

Главный герой, по задумке режиссера, скульптор Пигмалеон, который лепит свою Галатею. «Сделай большие глаза, – говорит Дон Жуан хорошенькой крестьянке, – открой рот, покажи зубки. Прекрасно, – довольно потирает руки Дон Жуан и обрывает кулису, оборачивая свою «статую» в «греческую тогу». Владимир Киммельман предлагает увидеть в Дон Жуане художника, ищущего свой недостижимый идеал; художника, для которого тесны правила и рамки, годные для обывателей. Отрицая их, он ищет новизны, но находит в итоге… хаос, разруху и свою погибель.

Заигрывания с публикой

Вообще спектакль получился легкий и веселый. Режиссер не стал морализировать, как Мольер (а именно этот текст в переводе Федорова был взят для постановки). Например, в сцене, где обманутая Эльвира начинает пафосно упрекать Дон Жуана, почему он сбежал, не женился, в кульминационный момент неожиданно встает с колен, отряхивается и говорит спокойным голосом: «Ладно, хватит, я уже переигрываю». И таких моментов в спектакле немало. Режиссер ломает не только «четвертую» стену (между сценой и зрителем), но и все три остальные – решительно срывается занавес, обнажаются закулисные кирпичи и коммуникации. Дон Жуан заигрывает с женщинами, сидящими в зале. На роль каменного рыцаря приглашают мужчину-зрителя (а его уже сыграл актер Игорь Михельсон).

Дон Жуан время от времени ведет себя как режиссер, давая распоряжения то звукорежиссеру сменить музыку, то актерам изобразить море, рыбок, чаек. Даже в речи героев мы то и дело улавливаем сленговые словечки и манеру говорить современной молодежи. А в ход в качестве реквизита идет все, что под руку подвернется. Так, весло становится крестом, пожарные лестницы – реями корабля.

Удочка в… зрительный зал

На сцене идет рыбный дождь (а почему бы и нет, грибной ведь бывает!), герои любя бутузят друг друга, а Дон Жуан разгуливает по сцене в розовых кроссовках и забрасывает удочку прямо в зрительский зал. Вот такая комедия. Рассмешил до слез зрителей молодой коллектив постановщиков: московский режиссер Владимир Киммельман, художник Алексей Осипов, композитор Родион Аверьянов, актеры Дмитрий Ерин (Дон Жуан), Александр Калугин (Сганарель), Юлия Палагина (Эльвира), Илья Попенков, Максим Михалев, Игорь Михельсон, Алена Щеблева и Юлия Лыкова.

Елена Анисимова

Фото организаторов

  • 104 (1962) 15.11.2023

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

013 (1990) 21.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru