В прошлую субботу стартовал уникальный для нашего города творческий проект «Диалог искусств» — плод совместной работы Нижегородской консерватории и Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ). Темой первого из четырех тематических концертов-выставок в НГХМ стал диалог живописи и музыки под названием «Четыре сезона: музыкальный календарь».
Идея проекта
— Замысел этого творческого проекта мы вынашивали несколько лет, — рассказывает организатор проекта «Диалог искусств» заслуженный деятель искусств РФ, профессор Нижегородской консерватории Екатерина Флерова. — Хотя сама идея не нова: пианист Максим Кончаловский в нашем городе уже представлял сочетание французской музыки и импрессионистской живописи в едином сценическом действии.
Программа дебютного концерта проекта — своеобразный эпиграф ко всему абонементному циклу (расписание смотрите ниже). В ней представлены концертная, театральная (оперная и балетная), салонная (благодаря романсу) музыка и вечно молодое искусство джазовой импровизации.
Концертная программа развернет целый ряд имен композиторов и художников, творчество которых представляет диалог четырех культурных традиций — Севера и Юга, Запада и Востока.
Рахманинов и Левитан
Первая часть программы обращает слушателя к началу ХХ столетия. Для русской культуры — это период Серебряного века, одного из пиков духовной жизни прошлого. На музыкальном небосклоне этого времени вспыхивают яркие звезды, среди которых имя Сергея Рахманинова занимает особое место. Все, что составляет основной нерв творчества Рахманинова — патетическая приподнятость и одновременно пронзительная искренность его лирики, его драматические размышления о настоящем и будущем России в условиях «неслыханных перемен», напряженное стремление прозреть грядущее, его мучительное ожидание, боязнь и сомнения, — на редкость созвучно ощущениям современности. Исполнитель — пианист Евгений Брахман.
Пьесы Сергея Рахманинова легко ложатся на картины Исаака Левитана — художника, которого называли поэтом русской природы. Как и Рахманинов, Левитан удивительно чутко воспринимал красоту русского пейзажа. Он умел найти в нем то неповторимое, что заставляет нас снова и снова возвращаться к его картинам.
Парижское с нижегородским
Программу продолжили две пьесы для виолончели и фортепиано французского композитора Нади Буланже. Музыку сопровождают картины двух оригинальных художников ХХ века: франкоиспанца Эдуарда Леона Кортеса и нашего соотечественника Александра Тышлера. Лирическому настроению первой пьесы созвучен мотив картин Кортеса: жизнь на улицах Парижа, скованного снежным покровом, подобна биению сердца, которое то спешит и волнуется, то сжимается и на мгновение замирает в ожидании…
Танцевальная механистичность второй пьесы Нади Буланже сплетается с причудливым миром картин Тышлера, где фантасмагория и реализм сплетены в пронзительные сказочные образы и сюжеты…
Композитор и оба живописца — безудержные фантазеры и мечтатели, которые творят свой мир на языке зримых и слышимых художественных метафор.
Две пьесы Нади Буланже исполнили лауреаты международных конкурсов виолончелистка Елена Смолянская и пианистка Евгения Кечемаева.
Пронзительный саксофон
Пьесу французского композитора Клода Дебюсси «Сиринкс» дополнили импрессионистские пейзажи американского художника Роберта Джулиана Ондердонка. Сине-голубые полотна художника создали ощущение путешествия в сказочную страну по цветочным лугам и дорогам в сопровождении чарующе поющих птиц. Кстати, именем греческой нимфы Сиринкс была названа флейта Пана.
Исполнитель — лауреат международных конкурсов Ольга Попова. Она исполнила на саксофоне-соло и миниатюру японского композитор Рио Нода. Оригинальному образу его пьесы «Импровизация» соответствует настроение гравюр художника Охары Косона в жанре «Катё-га», изображающих птиц и цветы.
Рио Нода и Охара Косон — представители современного японского искусства.
Музыкальный поцелуй
От Франции, Америки и Японии слушатели вновь вернулись к русской культуре начала XX века. Знаковым событием того времени по праву можно считать открытие «Русских сезонов» в Париже.
Триумфальное шествие «Русского балета» соединило в культурном диалоге не только Россию и Францию, но и творческие судьбы многих художников и музыкантов. Пример такого союза — композитор Игорь Стравинский и творческое объединение «Мир искусства».
Дивертисмент из музыки к балету Стравинского «Поцелуй феи» исполнили лауреаты всероссийских и международных конкурсов скрипачка Елена Корженевич и пианистка Наталья Гринес.
Увертюру сопровождают картины художницы Ольги Остроумовой-Лебедевой, главный герой которых — Петербург. Город то приобретает ясность очертаний в гравюрах, то призрачно расплывается в мягкости акварельных зарисовок.
Па-де-де «обрамляют» виды Версаля кисти Александра Бенуа. Вариации и кода проиллюстрированы яркими страницами богемной жизни Парижа французского художника Анри Тулуз-Лотрека.
— Наверняка каждый слушатель смог почувствовать те тонкие нити, — говорит посетитель Нижегородского художественного музея Марина Свирина, — которые связывают звучащую музыку с картинами, изображающими и природу, с ее сменой сезонов, и красоту жизни в ее бурном расцвете и благородных красках увядания и, наконец, само время — от малоподвижного и застывшего до пульсирующего и динамичного.
Ирина Белова
Фото Алексея Манянина
Следующие концерты проекта «Диалог искусств»:
20 декабря
«Новогодний концерт для маленьких и не очень…»
Новогодняя елка, выступления одаренных маленьких музыкантов, праздничное песочное шоу.
24 января
«Парад стихий: вода, огонь, земля и воздух».
28 февраля
Четыре темперамента: музыкальные портреты.
21 марта
«Вокальный вернисаж: от оперы до мюзикла».
Концерты пройдут в актовом зале Нижегородского художественного музея (Кремль, корпус 3).
Начало в 14.00.